Приглашаем всех желающих принять участие в патриотическом марафоне «Город мужества и славы» (12+), который пройдёт в Модельной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Публичная библиотека им. Салтыкова–-Петербург. Императорская Публичная библиотека была основана 16 (27) мая 1795 года высочайшим повелением императрицы Екатерины II. Театральная библиотека Санкт-Петербурга официальный сайт. Национальная библиотека Салтыкова Щедрина Санкт-Петербург. Московский читальный зал Российской национальной библиотеки СПБ.
Ближайшие библиотеки и читальные залы в Санкт-Петербурге
- Активными темпами продолжается ремонт библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
- Центральная районная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина г. Санкт-Петербурга
- Главная навигация
- Модельная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
- Центральная районная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина а
Копии документов об эвакуации библиотеки Салтыкова-Щедрина передали в музей Димитровграда
Бахарева ; Государственный Эрмитаж. Экслибрис: Дар Эрмитажа "Сквозь жар души, сквозь хлад ума... Некрасова и М. Салтыкова-Щедрина 1868-1884 Емельянов, Николай Петрович.
Изображение помещёно в вашу корзину покупателя. Вы можете перейти в корзину для оплаты или продолжить выбор покупок. Перейти в корзину… удалить из корзины Размеры в сантиметрах указаны для справки, и соответствуют печати с разрешением 300 dpi.
Ленинградская панорама. Идею по постройке здания внес академик Д. Лихачев, который регулярно работал с архивными фондами Отдела рукописей ГПБ. Уже с 17 октября 1972 г. Сообщения о плачевной ситуации библиотеки стремительно распространилось через СМИ. В то время, по материалам предоставляемым библиотекой занимались тысячи студентов из всех вузов города, школьники старших классов, а для специалистов стали недоступными газетные фонды, нотные издания и звукозаписи, а также литература стран Азии и Африки. Тогда еще не было возможности оперативно найти необходимую информацию в мировой сети Интернет, да и не все материалы подлежат оцифровке. Фото: «Сitywalls» Центральный холл Иллюстрации из Ленинградская панорама. Салтыкова-Щедрина в г. Следующим шагом стало проектирование будущего нового здания библиотеки. Это задание было поручено 6-й мастерской института «ЛенНИИпроект». В IV квартале 1973 г. Работа над документацией была завершена институтом в начале 1982 г. Совет по экспертизе технического проекта в ГлавАПУ состоялся 8 апреля 1982 году, а рассмотрен и одобрен Градостроительным советом проект был 23 апреля 1982 г. Фото: «Сitywalls» Перспектива со стороны главного входа Ленинградская панорама. До этого момента решением Ленгорисполкома от 12. Однако после кончины режиссера театра Н. Акимова проект не был осуществлен, и поэтому участок решено было передать Публичной библиотеке. Здание спроектировано в основном в 3-5 этажей с центральным девятиэтажным объёмом книгохранилища. Перед главным входом со стороны Московского проспекта была спроектирована площадь с фонтаном.
Войханская К. Библиотека им. Герцена в период Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. Гращенко П. Петрозаводск, 1941. Грин Ц. Егоренкова Е. Петрозаводск, 1940. Зюзина З. Фонд неопубл.
Государственная Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград, 1943 г
фото, записи пользователей, отзывы, участники, видео. В библиотеке Санкт-Петербургского Пансиона воспитанниц открылась книжная выставка, посвященная 195-летию со дня рождения классика русской литературы М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рейтинг 4,7 на основе 240 оценок и 91 отзыва о библиотеке «Центральная районная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина», Пионерская, Санкт-Петербург, Богатырский проспект, 9. Напишите свой отзыв о библиотеке. абонемент и читальный зал закрыты 27 апреля библиотека работает с 11.00 до 20.00.
Центральная районная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Комиксы Салтыкова» — это серия веб-стрипов сотрудницы библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге Евгении Микаелян, точно и иронично описывающих ситуации, в которых оказывался практически любой современный библиотекарь. На данной странице вы можете посмотреть без регистрации 254 видео канала библиотека им. м.е. салтыкова-щедрина, спб на котором 31 тыс просмотров. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского» 191025, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 46 office@, 246-64-00. Санкт-петербург библиотека салтыкова-щедрина. Вид с крыши Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.
ЦРБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
В залах библиотеки занимались В. Белинский, Н. Чернышевский, Г. Плеханов, Л. Толстой, А.
О необычном оживлении на Богатырском проспекте, 9, «Фонтанке» сообщила читательница. Женщины и девушки работали лопатами, как настоящие дворники. Посмотреть на их труд, кстати, можно в районном паблике. Сотрудницы библиотеки имени Салтыкова-Щедрина уверяют, что вышли убирать снег по своей инициативе и воспринимают уборку как тимбилдинг мероприятие для сплочения коллектива.
Кто мы такие, чтобы им не верить? На всякий случай мы решили уточнить у главы района, действительно ли библиотекари руководствовались собственной инициативой, а не поручением, спущенным сверху.
Суббота, воскресенье — с 10. Салтыкова-Щедрина — старейшая общедоступная библиотека Приморского района.
Сегодня Центральная районная библиотека им.
С 2000 года ведется электронный каталог книг, с 2002 года — электронная картотека периодических изданий. С 2006 года в библиотеке работает Центр правовой информации.
Источник и правообладатель текста и фотографий «PRO.
Оставить отзыв
- В километре от фронта
- Как Салтыков-Щедрин занял место Сталина | АиФ Санкт-Петербург
- РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМЕНИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА: interesniy_spb — LiveJournal
- Библионочь в Библиотеке Салтыкова-Щедрина
- Модельная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина присоединилась к акции «Книга за корм»
Библиотека Салтыкова-Щедрина предоставляет доступ к книгам ЛитРес
На протяжении полутора месяцев продолжается капитальный ремонт библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Работы идут в рамках нацпроекта «Культура», что позволит превратить библиотеку в новое современное пространство. Навигатор по государственным сайтам Санкт-Петербурга. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского» 191025, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 46 office@, 246-64-00. Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель, библиотека Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург. Библиотека Салтыкова-Щедрина.
Память жива …
На конкурс поступило 27 работ в трёх номинациях, голосование за победителей прошло в два этапа: шорт-лист лучших работ был сформирован компетентным жюри, а победителей конкурса определило открытое читательское голосование на сайте ЦГПБ им. Маяковского , концепция по творчеству В. На конкурс поступили 15 исследований, подготовленных разными библиотеками города, вот имена победителей: Номинация «Что и как читают люди» 1 место: Детская библиотека МЦБС им. Лермонтова: «Что и как читают дети» 1 место: ЦРБ им. Маяковского: «Какое место занимают чтение и библиотека в вашей жизни?
Помощь будет направлена питомцам Первого городского приюта «Книга за корм» — XII благотворительный марафон в помощь приютам для бездомных животных, организованный библиотекой «На Стремянной» г. В рамках марафона библиотеки Санкт-Петербурга, Москвы и Ленинградской области организуют благотворительные сборы, встречи с волонтёрами, выставки и мастер-классы, а также дарят книжные подарки участникам. В этом году модельная библиотека им. Салтыкова-Щедрина присоединилась к доброму начинанию коллег. Помимо акции помощи животным, на площадке библиотеки в ходе марафона состоится встреча с кинологами и их питомцами , детский мастер-класс, а также просмотр и обсуждение фильма от киноклуба «Последний киносеанс».
Проектируя выходящий на площадь корпус библиотеки , архитектор связал его с постройкой своего предшественника. Торцовый фасад старого здания библиотеки Росси превратил в правый ризалит нового сооружения. Новое здание с противоположной стороны замкнуто таким же выступом ризалитом. Оба ризалита со стороны площади Островского соединены колоннадой такого же ионического ордера, что размещен на фасаде у пересечения Невского и Садовой ул. С угловой колоннады Соколова при этом были удалены , венчавшие ее ранее скульптуры. Их место занял аттик, а так же были переделаны и некоторые другие детали старого здания. На главном фасаде библиотечного здания, обращенного к площади, между колоннами в нишах были поставлены статуи ученых , философов и поэтов древности, изваянные С. Пименовым, В. Демут-Малиновским, С. Гальбергом, Н. Токаревым и М. На аттике возвышается фигура Минервы, символизирующей мудрость. В 1859-1862 годах во дворе библиотеки по проекту архитектора, библиотекаря Публичной библиотеки В. Собольщикова был построен новый читальный зал.
Так незаметно подходили мы к Крюкову каналу, голландскому Петербургу эллингов и нептуновых арок с морскими эмблемами, к казармам гвардейского экипажа…» Постепенно состав жителей района меняется. Большой Каменный театр, построенный при Екатерине II, затем — знаменитый театр-цирк, перестроенный в 1860 году в Мариинский театр, и, наконец, Петербургская консерватория, открывшаяся осенью 1896 года в новом здании на месте Большого каменного театра, вызывают приток художественной интеллигенции в Коломну. Актеры, композиторы, художники и другие «люди искусства» стали селиться поблизости не только по финансовым соображениям или стремясь сократить расстояние до места службы. Многие из них полюбили саму Коломну, с ее бесчисленными водными протоками и мостами, с ее выразительной архитектурой. Коломна никогда не была парадной частью города, однако список знаменитых «людей искусства», проживавших здесь в ХIХ- начале ХХ века — просто огромен…. Глинка, Мусоргский, Чайковский, Направник, Прокофьев, Стравинский, Карсавина, Кшесинская, Мейерхольд, Нижинский, Павлова, Уланова, Шаляпин, Репин, Врубель, Сомов, Добужинский, Кустодиев, весь клан Бенуа… Эти люди — поэты и прозаики, публицисты и издатели, художники и композиторы, театральные режиссеры и музыканты — были не только творцами выдающихся культурных ценностей, но и деятелями в самом высоком значении этого слова. Через некоторое время, в ноябре 1836 года, великой оперой Глинки «Жизнь за царя», оказавшей влияние на всю русскую музыкальную культуру ХIХ-ХХ столетий, откроется после реконструкции Большой каменный театр. Ровно через 60 лет, уже в здании Петербургской консерватории, сестра Глинки Л. Шестакова откроет музей его имени — первый в России музей, посвященный композитору. Еще через 20 лет, в 1906 году, Театральную площадь украсит памятник Глинке. С Коломной эпизодически, но очень крепко и многогранно связана была вся жизнь Петра Ильича Чайковского. В Коломне жили молодые Мусоргский, Прокофьев и Стравинский, все трое — полные в то время блестящих надежд, творческих планов. Мариинский театр привлек в Коломну солистов Императорской оперы, оркестрантов, дирижеров и режиссеров. Любимая публикой Матильда Кшесинская не только много лет блестяще танцевала на сцене Мариинки, но и выступила на Театральной площади в последний раз перед отъездом из России в 1918 году. Тогда ее вечер в Большом зале Консерватории, организованный специально для солдат, завершился знаменитой «Русской пляской» в исполнении балерины. С 1896 года в Коломну с Невского, Литейного и Владимирского проспектов массово переселяются профессора и учащиеся Петербургской консерватории. Жителями Коломны были звезды европейской музыкальной культуры, профессора Консерватории скрипач Леопольд Ауэр и пианистка Анна Есипова; пианист Феликс Блуменфельд, дирижер и композитор Николай Черепнин, дирижер Николай Малько, композитор Самуил Майкапар и многие другие. Новый мощный приток гостей Коломны и знаменитых гастролеров из России и Европы также связан с появлением нового здания консерватории и, особенно, с открытием ее двух залов. Здесь проходили концерты Русского музыкального общества, Русские симфонические концерты, Концерты А. Зилоти, А. Шереметева, Великорусского оркестра В. Андреева; гастроли Мамонтовской оперы, Итальянской оперы. На сценах залов Консерватории выступали в разные годы Ф. Шаляпин, Н. Фигнер, С. Рахманинов, А. Скрябин, Г. Малер, Л. Собинов, Э. Карузо, Л. Кавальери, С. Бернар, Э. Дузе… Интереснейшее явление предреволюционного Петербурга — Театр музыкальной драмы, работавший в Большом зале Петербургской консерватории в 1912 — 1919 годах, привлекает в Коломну театрального режиссера Иосифа Лапицкого, пианиста и дирижера Михаила Бихтера, певицу и режиссера Софью Масловскую. В 1918 году здесь же прошла громкая петроградская премьера — «Мистерия-буфф» Маяковского и Мейерхольда! Гоголь писал: «Тут всё непохоже на другие части Петербурга. Тут не столица и не провинция; кажется, слышишь, пройдя коломенские улицы, как оставляют тебя всякие молодые желания и порывы. Сюда не заходит будущее, здесь всё тишина и отставка: все, что осело от столичного движения…». Несомненно, насыщенная театральная и концертная жизнь, громкие премьеры, гастроли великих музыкантов — все это привнесло в тихую, размеренную жизнь Коломны новые краски и впечатления. Современная Коломна, как и Коломна начала ХХ века, далека от тишины и отставки, хотя сохранила множество тихих поэтичных уголков, которые заставляют вспомнить прошлое. Неслучайно этот район Петербурга — постоянное место киносъемок, причем кино здесь часто снимают именно историческое. Наверное, выделенное библиотеке помещение в 112 квадратных метров сначала казалось значительным и жителям района, и сотрудникам библиотеки. Исключительно важным событием тогда было само появление библиотеки рядом с площадью Тургенева, где не было в то время других культурно-просветительских учреждений. Ближайшие библиотеки находились довольно далеко — на площади Репина и на Садовой улице, 33. Поэтому дом на Маклина, 50 быстро стал центром притяжения жителей микрорайона. Число читателей постоянно увеличивалось, и особенно напряженным всегда был зимний период: в день библиотеку посещали до 200 человек, в год к 1961 году — более 63 тысяч человек. Постепенно, однако, становятся очевидными большие недостатки помещения: отсутствие читального зала и подсобных комнат для работы с фондом, плохая освещенность, холод. Помещение библиотеки в отчетных документах 1950-х — 1960-х годов неоднократно названо «недостаточным». Сотрудники, работая в тесноте, темноте и холоде, мечтали о других условиях. Ждать перемен пришлось не один год… В 1961-1962 годах начинается новый этап работы государственных массовых библиотек Октябрьского района, и 2-я библиотека также активно включается в эту работу. Доступными для населения стали теперь все ведомственные библиотеки, включая библиотеки Консерватории, НИИ театра и музыки, Дворца культуры имени 1-й Пятилетки. Отдел культуры Октябрьского района принимает это решение, с сожалением сравнивая размеры фондов и количество читателей ведомственных библиотек. Какие фонды, сколько книг, а читателей слишком мало! Государственные массовые библиотеки обязаны теперь оказывать методическую помощь ведомственным библиотекам и библиотекам жилищных контор. Постановление было смелым, но действовало недолго — «закрытые» библиотеки вузов и предприятий вскоре закрылись снова для массового читателя. На совещаниях и в методических письмах руководство Октябрьского района определяет микрорайон — зону действия каждой библиотеки. Задача поставлена нелегкая: привести в библиотеку всех лиц, нигде не работающих, и организовать передвижные библиотечные пункты на всех предприятиях, где нет своих библиотек. Позже библиотека с удовольствием отмечает увеличение числа читателей, но самым актуальным остается вопрос: как вместить много читателей в маленькую библиотеку? Отличалась ли работа библиотек от того, что мы видим в наши дни? Было ли что-то для нас необычное в их деятельности в те годы? Итак, все библиотеки Октябрьского района Ленинграда находились в ведение комиссии по культуре Октябрьского районного совета народных депутатов. Подчеркнем, что внимание к работе библиотек в послевоенное время было огромным.
Государственная национальная библиотека
Как отметили в пресс-службе Приморского района во «ВКонтакте», читатель сможет заказать книгу, а библиотекарь подготовит ее к выдаче. Позже так же через постамат читатель сдаст взятую там ранее литературу. Поделиться в соцсетях.
И посетителей мы не обижали — находили всякие разные способы, чтобы они могли прийти и заниматься своим любимым делом», — рассказал заместитель директора по инженерно-хозяйственной части Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки Александр Прохоров.
Фото: телеканал «Санкт-Петербург» Александр Прохоров контролировал ход работ «от» и «до». Много времени и сил ушло на реставрацию окон. Всё осложнялось габаритами проёмов и замысловатой конструкцией створок.
Для того чтобы узнать, как они выглядели изначально, пришлось поработать в архивах. Некоторые были так замазаны краской, что по 10-15 слоев краски мы встречали, чтобы найти тот самый чистый профиль», — поделился технический директор компании-подрядчика Пётр Щедрин. Приводить в порядок театральную библиотеку начали в 2022 году.
В самом начале выполнили работы, которые с первого взгляда незаметны: электрика, инженерные коммуникации, видеонаблюдение и сигнализация. Затем приступили к эстетическим задачам проекта.
В городе было выпущено 23 тысячи наименований изданий. Их тираж составил около 23 миллионов экземпляров. И, когда в начале 1990-х появилась задумка открыть в Петербурге библиотеку-музей, в которой будут собираться те самые сохранившиеся книги военных лет, создатели не предполагали, что в коллекции появится и множество других редких, бесценных реликвий, связанных с блокадой города. Об уникальных книгах, блокадных библиотеках и том, как сегодня живет необычный музей, поговорили с его заведующей Надеждой Каширцевой. На базе библиотеки музей тогда открыли впервые. Для тех лет это было новаторством. Открытие стало заметным событием — на церемонию приехали многие известные люди, в том числе и те, кто сам переживал блокаду. Например, ставший классиком при жизни знаменитый советский скульптор Михаил Аникушин.
Сама идея создания музея появилась в 1992-м: тогда ответственный секретарь Международной ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград София Колосова принимала участие в представительной международной конференции. Специалисты самых разных областей обсуждали «белые пятна» блокады. Тогда их было немало… Во время форума София Геннадьевна, профессиональный библиотекарь, поняла, что один из существенных пробелов — работа ленинградских районных библиотек. Их блокадная история оказалась почти не изученной. Свидетельств и документов о жизни и деятельности крупных культурных учреждений — например, Российской публичной библиотеки имени М. Салтыкова-Щедрина, Библиотеки Академии наук — имелось много. Но как функционировали обычные библиотеки? Материалов на эту тему почти не было. Ленинград, как все знают, ещё до войны считался главным книжным центром страны. В городе работали больше полусотни массовых районных библиотек с гигантским книжным фондом: 1 315 000 экземпляров.
В блокаду их осталось 22. Томик Лермонтова, отправленный на фронт из блокадного Ленинграда. Фото предоставлено Музеем книги блокадного города Туда каждодневно приходили люди самых разных возрастов. И библиотечные сотрудники все годы самоотверженно помогали ленинградцам переносить тяготы и лишения — книги отвлекали от тяжелых мыслей. Некоторые из библиотекарей даже переселились на свои рабочие места, чтобы не тратить силы на трудную дорогу от дома. После конференции у Софии Геннадьевны также возникла мысль о необходимости создания в городе музея, который должен хранить память о том времени, о рядовых библиотекарях, что трудились на скромных своих постах. От идеи до её воплощения прошло четыре непростых года. Оказалось, что не так легко пробивать дорогу новому музею. Но София Геннадьевна вместе с единомышленниками всё преодолели. Директор музея Надежда Каширцева.
Фото: Елена Скородумова — Как формировались ваши фонды?
Сегодня Центральная районная библиотека им. Салтыкова-Щедрина является методическим центром для библиотек района, активно развивается как информационный, образовательный и культурный центр.
В состав фонда библиотеки входят более 200 тысяч книг, 160 наименований журналов, аудио материалы, CD, DVD. Библиотека сохранила уникальный фонд книг, изданных до 1917 года, среди которых знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1890г.
Государственная Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград, 1943 г
Передать помощь можно как на мероприятии, так и в часы работы библиотеки. Количество подарков ограничено. Адрес: Красный проспект, 83. Подробности по телефону 225-47-78.
Щурин , составляющий часть ансамбля Островского площади; протяжённый фасад украшен ионической лоджией из 18 колонн, в интерколумниях статуи учёных и поэтов античности скульпторы С.
Пименов, В. Демут-Малиновский, С. Гальберг, Н. Токарев, М. Пристроенный в 1896—1901 корпус архитектор Е.
Воротилов выдержан в формах, близких общему классицистическому облику комплекса; его читальный зал 17 X 40 м перекрыт сводом из пустотелых бетонных блоков инженер Б. Среди интерьеров — Готический зал «Кабинет Фауста» в угловом корпусе архитектор И. Горностаев, при участии В. Собольщикова ; читальный ныне Ленинский зал в отдельном дворовом корпусе 1859—62, архитектор В. Отделы и филиалы П.
Фонтанки, 36, набережной Обводного канала, 11.
Теперь вы можете снова просмотреть тематические подборки из фондов Библиотеки, посвященные П. Столыпину, Александру II, Е. Эткинду и др.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге» 191187, Санкт-Петербург, Гагаринская ул.
Настольные игры. В 2018 году в библиотеке открылся Клуб настольных игр «Навстречу приключениям». Каждый месяц в нашем зале собираются любители игр, в распоряжении которых — игры самой разной тематики: литературные, тактические, «ходилки» и т. Существует несколько версий названия, и ни одну из них на сегодняшний день нельзя считать единственной и верной. Первая связана с именем знаменитого архитектора Доменико Трезини. Предположительно, именно он спланировал главные магистрали Коломны: Офицерскую улицу ныне — улица Декабристов , Торговую Союза Печатников и Екатерингофский проспект проспект Римского-Корсакова , повелев прорубить в лесу просеки. Так как планируемые улицы шли прямо и параллельно друг другу, Трезини назвал их «колоннами».
По другой версии, первыми жителями Коломны были переселенцы из села Коломенское под Москвой, которых указом Петра I перевезли сюда на строительство Петербурга и на вечное в нем жительство. По третьей — иностранные жители Коломны назвали район немецким словом «колони» Kolonie , что значит «поселок», «селение». Или же местность изначально так и была названа «колонией», так как здесь разместились слободы, где селились иностранцы. А простые люди переделали название на свой лад — Коломна. Территорию между устьями Мойки и Фонтанки стали основательно осваивать после двух больших пожаров 1736-1737 годов в коломенской Морской слободе. Улица Союза печатников называлась когда-то Большой Матросской, затем — Торговой. На Канонерской улице когда-то Шкиперской жили канониры — морские артиллеристы, на Лоцманской улице — лоцманы. Новое Адмиралтейство Адмиралтейские верфи , Новая Голландия, Гвардейский морской экипаж, Морская слобода, Никольский морской собор… — все это знаки, указывающие и сегодня на «морской характер» Коломны два - три века назад. В 1740-е годы архитектор Петр Еропкин разработал план Коломны, включавший земельные участки с садами и огородами.
Отдельные территории так и оставались неосвоенными: даже к началу XIX века в районе нынешней Офицерской улицы было труднопроходимое болото под названием Козье. Мы можем лишь догадываться, пасли ли на нем коз или, может быть, козы там водились? Берега болота были низкие, топкие. На них в изобилии рос камыш. Точно известно, что осенью на болото часто захаживали охотники — стрелять бекасов. До начала ХIХ века большая часть домов в Коломне была деревянной, но постепенно характер застройки меняется: год за годом исполняют указ императрицы Елизаветы Петровны от 1761 года о каменной застройке Коломны. К 1810 году здесь уже более 200 каменных домов. Район с рядовой застройкой долгое время не имел зданий, спроектированных выдающимися петербургскими архитекторами, пока, наконец, Савве Чевакинскому не было поручено на месте Морского полкового двора построить церковь в честь святого Николая, покровителя моряков. Строилась она почти семь лет, на деньги адмиралтейского ведомства и на «мостовые деньги», собиравшиеся как оплата за проезд по мостам Петербурга.
В 1760 году главный алтарь нижней церкви освящали в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, а через два года императрица Екатерина II присутствовала на освящении верхнего храма и повелела именовать впредь морскую полковую церковь собором. Прекрасная колокольня Никольского храма возводилась одновременно с ним, но Крюков канал еще около 20 лет не был соединен с Екатерининским каналом каналом Грибоедова. Таким образом, прекрасный вид на Крюков канал и колокольню — одна из визитных карточек сегодняшнего Петербурга — возник позже и Чевакинским не задумывался. И в наши дни собор является подлинной доминантой Коломны. И хотя официально Никольский собор, как и Театральная площадь, относятся уже не к Коломне, петербуржцы еще два века назад прочно связали их с Коломной и считали частью этого района. В конце ХVIII века главные площади Коломны уже существовали, и центрами их были храмы, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней: Покровская и Воскресенская церкви. На месте храмов ныне установлены памятные кресты. Всего же в небольшой Коломне было построено около 20 храмов. Кроме православных церквей в том числе домовых , здесь появились синагога, костел и кирха, что, несомненно, говорит о разном национальном составе жителей района.
Так, в Коломне жила значительная часть еврейской общины Петербурга, и после открытия синагоги в 1893 число переселявшихся в Коломну евреев значительно выросло. Величественная синагога на Лермонтовском проспекте и сегодня встречает прихожан. Костел святого Станислава и Эстонская лютеранская кирха святого Иоанна Яани-Кирик , реконструированная в 2010 году, стали в наши дни настоящими «храмами искусства»: здесь проходят не только службы, но и органные, камерные концерты. Небогатые служащие и отставные чиновники, вдовы, мастеровые, рабочие верфей, матросы, пожарники, торговцы … Соседствовали с ними купцы средней руки. Именно таких людей описывал А. Пушкин в поэме «Домик в Коломне». В Коломне он поселил также и несчастного Евгения из «Медного всадника». Где-то возле Крюкова и Екатерининского каналов встречались персонажи «Белых ночей» Достоевского Мечтатель и Настенька… Атмосфера, настроение Коломны не могли не ассоциироваться у литераторов со своей жизнью. Тогда многим из них небольшие доходы не позволяли жить на широкую ногу.
Однако вдохновению и полному ощущению жизни скромное существование не мешало… Василий Жуковский и Александр Плещеев жили в 1818-1820 годах в доме купца Брагина на Крюковом канале, 11. В этом прелестном по красоте уголке Коломны их литературные вечера посещали молодой А. Пушкин, Н. Карамзин, А. Тургенев, В. Кюхельбекер и многие другие. Александр Грибоедов и Михаил Салтыков-Щедрин селились в Коломне, преимущественно, у друзей и родственников, привлеченные возможностью легко встречаться с друзьями и посещать любимый театр. Квартиру Блока посещали А. Белый, С.
Есенин, К. Чуковский, В. О Коломне оставил воспоминания и Осип Мандельштам: «Мы часто переезжали с квартиры на квартиру, жили и в Максимилиановском переулке, где в конце стреловидного Вознесенского виднелся скачущий Николай, и на Офицерской, поблизости от «Жизни за царя», над цветочным магазином Эйлерса. Мы ходили гулять по Большой Морской в пустынной ее части, где красная лютеранская кирка и торцовая набережная Мойки. Так незаметно подходили мы к Крюкову каналу, голландскому Петербургу эллингов и нептуновых арок с морскими эмблемами, к казармам гвардейского экипажа…» Постепенно состав жителей района меняется. Большой Каменный театр, построенный при Екатерине II, затем — знаменитый театр-цирк, перестроенный в 1860 году в Мариинский театр, и, наконец, Петербургская консерватория, открывшаяся осенью 1896 года в новом здании на месте Большого каменного театра, вызывают приток художественной интеллигенции в Коломну. Актеры, композиторы, художники и другие «люди искусства» стали селиться поблизости не только по финансовым соображениям или стремясь сократить расстояние до места службы. Многие из них полюбили саму Коломну, с ее бесчисленными водными протоками и мостами, с ее выразительной архитектурой. Коломна никогда не была парадной частью города, однако список знаменитых «людей искусства», проживавших здесь в ХIХ- начале ХХ века — просто огромен….