Верховный суд СССР посмертно реабилитировал режиссера Всеволода Мейерхольда 60 лет назад, 26 ноября 1955 года.
К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
С 1907 года Всеволод Мейерхольд был главным режиссёром Императорских театров – Александринского и Мариинского. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Всеволод Мейерхольд в роли Карено(справа) и Николай Ходотов в роли Иервена в пьесе Кнута Гамсуна «У врат царства» на сцене Александринского театра, 1908 г. Фото: РИА Новости. Для Всеволода Мейерхольда театральная постановка была прежде всего ярким зрелищем. В 1956 году Всеволод Мейерхольд был реабилитирован Верховным судом СССР благодаря упорству и стараниям его внучки Марии Валентей, которой удалось ознакомиться с его делом и доказать, что ее дед не был виновен.
Театр, которого не было Одна жизнь Всеволода Мейерхольда
Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика». Русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог.
PenzaNews - Новости Пенза
Режиссёр и актёр Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил театральное училище и стал работать в труппе театра Станиславского и Немировича-Данченко. Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики. 26 мая 1929 года в Твери выступал прославленный режиссер, народный артист России Всеволод Мейерхольд, который сделал доклад на тему «Новые бои на театральном фронте». Через год Мейерхольд вступил в партию, возглавил ТЕО — Театральный отдел Наркомпроса — и фактически стал театральным диктатором-большевиком. Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх.
Имя Всеволода Мейерхольда присвоили Новой сцене Александринского театра
Всеволод Мейерхольд (18741940), тюремная фотография 60 лет назад, 26 ноября 1955 года решением Верховного суда СССР был реабилитирован расстрелянный в 1940 году по сфабрикованному обвинению режиссер Всеволод Мейерхольд один из великих. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. Эту аббревиатуру придумал Всеволод Мейерхольд, создатель актерской системы, получившей название "биомеханика". Мейерхольд и МХТ» историк расскажет о перепитиях театральной карьеры режиссера, в дискурсе — Мейерхольд в Московском Художественном театре. Последний месяц осени завершат и встречи с участием Валерия Фокина, посвящённые разговорам о Всеволоде Мейерхольде и о польском театральном режиссёре Ежи Гротовском. Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937).
9 февраля – день рождения выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда
К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда | Прокуратурой СССР проверено дело бывшего главного режиссера театра им. Станиславского народного артиста СССР Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича. |
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего» | Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы – Александринского и Мариинского. |
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего» | Как театральный режиссер Мейерхольд был признан еще в дореволюционной России: с 1907 года он был главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга — Александринского и Мариинского. |
Имя Всеволода Мейерхольда присвоили Новой сцене Александринского театра | Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики. |
Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником
Поднимается на сцену, внимательно смотрит в зал. Артисты ждут его покаянного слова, признания ошибок и уверений в скорейшем их исправлении. Владимир Кошевой играет Всеволода Мейерхольда тонко, нервно, не без налета идеализации образа, особенно в сценах репетиций, разбивающих протокольное собрание. Большую часть действия Кошевой сидит спиной к залу, в первом ряду. Смотреть на то, как он слушает своих высказывающихся актеров, чуть поднимая плечи, словно от ударов, тщетно пытаясь выпрямиться, придавленный непосильной ношей, больно и страшно. Олеся Соколова в роли Зинаиды Райх вызывающе спокойна.
Вся ее воля, все ее силы сосредоточены на том, чтобы быть мужу поддержкой, на выяснение отношений с партнерами по сцене сил нет. Она кажется высокомерной, но каждое ее движение полно сдерживаемым отчаянием. То ли общие воспоминания о вдохновенном прошлом, то ли попытка загоняемого в угол режиссера уйти от реальности в мир воображения и спасительного искусства. Блеск мейерхольдовских показов, артисты, ловящие каждое его слово, каждый жест, смотрящие на него потрясенно и влюбленно, готовые играть у него бессловесные роли, только бы играть у него!
Только Петр Кудлай — секретарь партийной организации театра в исполнении Дмитрия Гирева — снова и снова напоминает о причине общего собрания. А артисты перечисляют обиды, жалуются на малую занятость в репертуаре и, конечно, обвиняют Всеволода Мейерхольда в заинтересованности единственной творческой судьбой — Зинаиды Райх. Алексей Темерин Александр Лушин приходит к выводу, что Мейерхольд вообще не любит людей, а его жена, актриса Наталия Серебрянникова Светлана Смирнова торжественно заявляет, что хорошему артисту режиссер совершенно не нужен. Сбивчивое выступление столяра ГосТиМа Ф. Канышкина Дмитрий Белов , вдруг позволяющее Мейерхольду-Кошевому резко выпрямиться и с искренним интересом взглянуть на сцену, производит на артистов-участников собрания впечатление рассеявшегося гипноза. Канышкин сравнивает искания режиссера в театре с деятельностью изобретателей в науке.
Не всякий поиск приводит к открытиям, но последние без поиска невозможны, а развитие научной мысли никогда не должно останавливаться. Он напоминает о почти достроенном здании театра, для которого у Мейерхольда, конечно, припасен какой-то секрет. И если его лишат возможности войти в это здание, изобретение не будет проверено опытом, открытия не случится, и нечто прекрасное окажется навеки утеряно. Мейерхольда, в театре служит столько-то.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». Родился 9 февраля 1874 года в Пензе в обрусевшей немецкой семье Эмилия Мейергольда — владельца винно-водочного завода. В 1895 году окончил вторую мужскую гимназию, в которой позже учился выдающийся актер немого кино Иван Мозжухин. В том же году принял православие, изменил имя на Всеволод — в честь своего любимого писателя Всеволода Гаршина. Поступив на юридический факультет Московского университета, в 1896 году перешел на второй курс театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко, которое окончил в 1898 году. В том же году вместе с другими выпускниками поступил в труппу создаваемого Московского художественного театра.
За четыре сезона сыграл 18 ролей.
Тем не менее, брак распался, и виновницей этого стала жена Сергея Есенина Зинаида Райх. Поговаривают, что Ольга Мунт прокляла их обоих. Так это или нет, сейчас уже вряд ли важно. Тем не менее, факт остается фактом: 20 июня 1939 года был арестован Всеволод Мейерхольд, а в ночь с 14 на 15 июля в своей квартире была убита Зинаида Райх. Ей были нанесены многочисленные ножевые раны; убийцы исчезли, не оставив никаких улик. Хобби: Мейерхольд был страстно увлечен историей. Вот суть историзма, как его понимал Мейерхольд: историзм, преломленный через поэтическое видение и философию истории избранного драматурга. Общий характер его спектаклей определяла не историческая конкретность, не реставрированный быт, а историческая мифологема.
Он инсценировал мифы истории и мифы культуры, версальский миф, петербургский миф, мифы гражданской войны, китайской революции и заката Европы. Враги: В 1930-е началась травля режиссера в прессе: его искусство было названо чуждым советскому народу и враждебным советской действительности. В номере «Известий» за 18 декабря 1937 года целая колонка была отведена публикации «открытых писем общественности». На этот раз они были обращены в адрес знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. Вот некоторые имена. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов». А вот и совсем неожиданный автор. Его письмо озаглавлено «Банкротство»: «Театр Мейерхольда для меня всегда был чужим. Я против туманных режиссерских вывертов, извращающих смысл событий и облик героев.
Банкротство театра Мейерхольда — это логический конец неправильного, ошибочного пути». И подпись — «полковник Валерий Чкалов». Вряд ли, конечно, все эти авторы действительно искренне старались заклеймить режиссера, но свою роль эти письма, безусловно, сыграли. Постановление об аресте Мейерхольда подписал лично тогдашний нарком внутренних дел Лаврентий Берия. В числе обвинений, предъявленных Мейерхольду на первом же допросе, помимо «преступной связи» с писателями, значилась «работа на японскую и литовскую разведки». Не забыли режиссеру и еще одного «греха»: в 1920-е годы он очень много общался с Троцким. А свой спектакль «Земля дыбом» даже посвятил «первому красноармейцу Льву Давидовичу Троцкому» за то, что он помог оформить постановку, приказав выделить для нее военную амуницию, прожектора, полевые телефоны и даже мотоцикл. Из обвинительного заключения по делу Мейерхольда: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе.
Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР... Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства». Молотову: «Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций я вместе с партией проклял Иуду Троцкого. Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью... Меня здесь били — больного 66-летнего старика: клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что, казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли. Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты».
На основании этих обвинений Военная коллегия Верховного суда СССР на закрытом судебном заседании, состоявшемся 1 февраля 1940 года, приговорила Всеволода Мейерхольда к расстрелу. На следующий же день — 2 февраля — приговор был приведен в исполнение в подвале здания на Лубянке. Стреляла группа новобранцев НКВД — малограмотных парней «из простого народа», никогда и не слышавших ни о каком Мейерхольде. Соратники: Мейерхольду посчастливилось работать со многими театральными знаменитостями. В 1898 году Немирович-Данченко пригласил своего выпускника в создаваемый им и К. Станиславским Московский Художественный театр. Вместе со Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом. Тем не менее, несмотря на размолвку, в 1938 году, когда Театр Мейерхольда был закрыт, именно Станиславский пригласил опального режиссера в руководимый им оперный театр. Еще одним соратником Мейерхольда был Владимир Маяковский.
По мнению Н. Горчакова, автора «Истории советского театра», «Союз Мейерхольда и Маяковского был не случайным явлением.
Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
- Великие зрители на сцене
- Травля Мейерхольда
- К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
- Подпишитесь на новости «МО»
- Всеволод Эмильевич Мейерхольд - Театр Левендаль
- Самое интересное в виде мозаики
Самое интересное в виде мозаики
- История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера | Донбасс Times
- Новые публикации
- 9 февраля – день рождения выдающегося театрального режиссера Всеволода Мейерхольда
- Также по теме
- Советская жизнь Всеволода Эмильевича Мейерхольда
- Увертюра уничтожения
PenzaNews - Новости Пенза
Мейерхольд Всеволод Эмильевич. Большая российская энциклопедия | Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». |
Великие зрители на сцене | О Мейерхольде он, в частности, сказал, что Всеволод Эмильевич давно работает на японскую разведку, что в Токио он известен под псевдонимом Борисов и что совместно с Секи Сано он ведет подготовку к теракту против Сталина. |
Афиша Воздух: «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях» – Архив | Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. |
Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра | В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил театральное училище и стал работать в труппе театра Станиславского и Немировича-Данченко. |
Всеволод Мейерхольд – гроза феминисток
Утопические проекты авангарда» совместно с Балтийским федеральным университетом им. Канта объединила искусствоведческий, философский, социологический подходы к анализу театрального авангарда модератор: Е. Кучинов, кандидат философских наук, научный сотрудник Лаборатории философских исследований будущего, Балтийский федеральный университет им. Междисциплинарная секция «Биомеханика, пластические тренинги и практики» совместно с ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий включила в себя как мастер-классы ведущих специалистов по театральной биомеханике, так и естественнонаучный анализ биомеханики и психофизиологии взаимодействия актёра со зрителем. Для точного выявления специфики биомеханики актёра были задействованы цифровые технологии компьютерная стабилометрия. В первый день конференции состоялась презентация первого двухчастного тома документального труда «Мейерхольд Вс. В этом научном труде подробно воссоздан ход работы Мейерхольда над одним из его главных спектаклей — «Ревизором» 1926.
Мейерхольд: актер, режиссер, педагог». Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. При жизни его называли волшебником театра, а его творчество оказало большое влияние на развитие кино, эстрады и фотографии. Кроме того, Всеволод Мейерхольд активно занимался педагогической деятельностью.
В двадцатые годы постановки Всеволода Мейерхольда невзлюбил великий театрал и языковед — после чего придворная пресса начала травить Всеволода. Жена Мейерхольда, Зинаида Райх, не выдерживает и пишет письмо Сталину, в котором обвиняет того, что он мало разбирается в театральном искусстве. После этого театр сразу же закрыли. Под катом — страшные подробности смерти Мейерхольда, а также вопрос. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте.
Настоящее имя, данное мальчику при рождении, звучит как Карл Казимир Теодор Майергольд, он был восьмым ребенком у своих родителей, и рос с пятью братьями и двумя сестрами. Глава семейства был винозаводчиком, а мать занималась бытом и воспитанием многочисленных наследников. Мама нередко устраивала дома музыкальные вечера, а также с детства приобщала детей к театральному искусству. Фото: globalsib. Достигнув совершеннолетия, молодой человек решил принять православие, а также взял себе новое имя — Всеволод, назвавшись в честь своего любимого писателя и поэта Всеволода Гришина. Вскоре, впрочем, юриспруденция наскучила творческому юноше, и он решил сменить учебное заведение на театрально-музыкальное училище, функционировавшее при филармонии. Все экзамены он сдал блестяще, и был зачислен сразу на второй курс. Примечательно, что свой первый в жизни любительский спектакль начинающий режиссер поставил еще в восемнадцатилетнем возрасте. К сожалению, в тот день скончался его отец, но это скорбное событие не заставило юношу отменить или перенести премьеру. Неизгладимое впечатление на Мейерхольда произвела постановка «Отелло» Константина Сергеевича Станиславского. После того, как парнишка впервые её увидел, этот режиссер стал его кумиром и неизменным авторитетом. Окончив учебу, Всеволод был принят в труппу МХТ, причем, режиссер доверял ему главные роли в спектаклях. Четыре года спустя он покинул столичный театр, и отправился в провинцию, где занялся созданием своего собственного театра. Фото: bulvar. В отличие от своего кумира Станиславского, который уделял наибольшее внимание душевным переживаниям персонажей, Мейерхольд решил делать основной акцент на визуализации, посчитав, что правильнее передавать смысл происходящих событий посредством отточенных движений героев. Несколько позже такой новаторский подход получил название «биомеханика». Станиславский был заинтересован столь своеобразным подходом и разработанной Мейерхольдом системой, но еще не знал, как к этому отнестись. Он охарактеризовал манеру работы своего коллеги так: «Это или настолько гениально, что просто не умещается в наших скромных головах, гениально до безумия, или же бесполезное блуждание усталой мысли». Тем не менее, такой радикальный новый метод работы на сцене отлично вписывался в реалии послереволюционной России, потому как в то время приветствовалось практически все, что выходило за рамки пережитой буржуазной морали.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера | Прокуратурой СССР проверено дело бывшего главного режиссера театра им. Станиславского народного артиста СССР Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича. |
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера | Сегодня, 9 февраля, исполнилось 150 лет со дня рождения советского театрального режиссера, актера и педагога Всеволода Мейерхольда. |
Всеволод Мейерхольд - биография и личная жизнь режиссера | Всеволод Мейерхольд стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. |
Мейерхольд Всеволод Эмильевич | 2 февраля в Москве был расстрелян театральный режиссёр и педагог Всеволод Мейерхольд. |
Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда | Верховным судом СССР, в том же 1955-м году гения театральной режиссуры Всеволода Мейерхольда посмертно реабилитировали. |