В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности.
Пётр 1 и Мазепа
Именно экономическое могущество украинской элиты придало ей политической значимости в собственных глазах. Поэтому господствующее экономическое положение элиты перетекало в реальную власть в обществе, которая закреплялась созданием «хазарской» идеологии. По этой идеологии, казачество — потомки древних хазар. Эта идея украинской элиты давала ей полное право хозяйничать в собственной стране. Реальное и воображаемое ограничение вольностей в первую очередь — экономических казацкой элиты русской центральной властью привело к выступлению 1708 — 1709 гг.
После этого, на рубеже XVII — XVIII веков, для казацкой элиты и ее гетмана самым главным заданием стало сохранение традиционного для них хозяйственного и общественно-политического уклада. Это было возможным при условии дальнейшего усиления власти Ивана Мазепы и его сторонников среди казацкой верхушки. Однако этому помешали действия «покровителя» украинского государства. Петровские реформы были в значительной степени непонятны даже такому образованному человеку как Иван Мазепа, а тем более казацкой верхушке.
Они жили представлениями и идеями Центральной Европы и любые изменения политической жизни были для них ограничением или лишением их власти. Поэтому украинская элита была готова рисковать своей установившейся жизнью, поскольку эту жизнь на их глазах менял их протектор. Один из лидеров казацкой элиты — Василий Кочубей написал донос Петру I с целью приведения к власти нового гетмана, который бы тщательнее защищал украинскую автономию. Мазепа в такой сложной политической ситуации взял инициативу в свои руки, но потерпел поражение.
Важно, что в те запутанные времена военного противостояния в Центрально-Восточной Европе представители Гетманщины брали пример со своих коллег из Ливонии, Венгрии и Речи Посполитой и стали образцом наследования для бояр Молдовы. Украинская элита свои земли и власть превращала в качественно новый статус в пределах казацкого общества. Во времена Ивана Мазепы новая элита получила официальное название «Значне вiйськове товариство». Все значительные военные товарищи были занесены в реестр.
Представители значительного военного общества приобщались к власти следующим образом: «товарищ» выполнял различные обязанности курьерская служба, суд и тому подобное , а когда занимал военную или административную должность, его вычеркивали из списка. Таким образом, существовал слой приобщенных к власти людей, на который опиралась гетманская администрация. В дальнейшем «Значне вiйськове товариство» превратилось в иерархическую трехуровневую структуру. За представителями наиболее зажиточных и самых влиятельных семей Гетманщины закрепилось название «бунчуковi товаришi».
Они подчинялись непосредственно гетману и не подчинялись местной администрации.
Павленко, что русские войска в качестве карательной акции «спалили» Гадяч 92 , который на самом деле находился в руках шведов и Мазепы с ноября — по начало весны 1709 г. Ничего общего с карательными акциями, это, естественно не имело. Кстати сказать, при отходе из Гадяча, шведы разрушили большинство городских укреплений и сожгли дома жителей, который они подозревали в сочувствии к «московитам» 94. Более того, даже если бы сожжение Батурина было именно акцией устрашения для Украины — то соответствующая трактовка этого события русскими властями обязательно получила бы отражение в официальных документах.
Между тем Г. Однако, письмо Головкина — документ полуофициального характера. Ключевое же значение в понимании политики русского правительства на Украине играет царский манифест от 6 ноября 96. Обнародованный в день выборов нового гетмана, он был размножен в типографии Киево-Печерской лавры во второй половине ноября и распространен по целой Украине 97. В «указе всему Малороссийскому народу» в первую очередь отмечалось, что великороссийские и малороссийские войска храбро противостояли шведскому нашествию, не дав Карлу XII войти в Смоленскую землю.
Шведские планы относительно Украины представлялись как намерение завоевав ее, разорить жителей тяжкими налогами и податями, также как шведы сделали это с Литвой и Саксонией, войдя туда «под образом защитителя», а затем передать во владение и «порабощение» Станиславу Лещинскому. Мазепа должен был стать «самовластным князем» на Украине, видимо под верховной властью Лещинскогого. Значительное место уделялось и взятию Батурина: «Також он, изменник Мазепа, пошед к Шведу, оставил в городе Батурине сердюцкого полковника Чечеля да немчина Фридриха Кониксека и с ними несколко полков сердюцких, да из городовых полков немало число казаков в гварнизоне и, подкупя их деньгами, приказал им наших царского величества ратных людей не впускать, в том намерении, дабы тот город и в нем обретающиеся войска Запорожского великой пушечной снаряд королю Шведскому со многим числом пороху и свинцу и инных припасов отдать, дабы он тем против нас воевать и Малороссийский край поработить мог. Что мы, уведав, отправили к тому городу генерала нашего от кавалерии князя Меншикова с частью войска, которой, пришед ко оному, посылал неоднократно от себя с нашим, великого государя, указом к помянутому полковнику Чечелю и Фридриху и ко всему гарнизону говорить, чтоб войска наши в тот город впустили доброволно, без всякого супротивления, объявляя им измену Мазепину. Но они, по наущению помянутого изменника Мазепы, слушать того не похотели и по наших царского величества войсках стреляли.
Того ради вышеписанной генерал наш князь Меншиков, по нашему указу, учинил к тому городу приступ и оной, милостию Божиею, приступом взял. И те единомышленники Мазепины, за учиненную нам, великому государю, противность и измену, воспримут достойную казнь» 98. Анализируя указ, можно отметить, что описание событий, связанных со штурмом Батурина согласуется с тем, что дают нам другие источники. К разряду домыслов можно отнести лишь утверждение, что батуринский гарнизон был подкуплен деньгами, хотя не исключено, что Мазепа перед выездом в шведский лагерь распорядился выплатить жалованье сердюкам сполна. Кроме того, важным представляется и то, что в указе не содержится обещаний каких-то репрессий, которые будут применены ко всем, выступившим против царя, по образу и подобию Батуринского гарнизона.
Единственное обещание смертной казни в указе адресовалось тем, кто будет возить в шведский лагерь продовольствие на продажу. Штурм Батурина представлен в нем согласно восприятию самого Петра — как необходимость обезвредить стратегически важной укрепление с богатой артиллерией, которое могло достаться в шведские руки. Если бы российские власти действительно хотели бы устрашить украинское население, то в указе была бы отмечена бескомпромиссность действий русских в отношении гарнизона гетманской ставки. Между тем, там подробно освещались попытки договориться с засевшими в Батурине казаками. Значительная часть указа от 6 ноября была посвящена опровержению шведских и мазепиных универсалов, рассылавшихся по Украине.
Их содержание уже приводилось выше. Реакция на них русского правительства свидетельствует, однако, что вопросы эти имели существенное значение в русско-украинских отношениях того времени. Преодолевая колеблющиеся настроения среди казацкой старшины, в манифесте подробно расписывались все последние русские победы над шведами, включая и битву при Лесной. Безусловно преувеличением надо считать заявление, что после всех поражений Карл XII был готов бежать на Волынь, «ежели б от проклятого изменника Мазепы от того бегу не удержан и в Украйне обнадеживанием его не оставлен» 99. Явным стремлением приукрасить ситуацию было сообщение в манифесте о случаях бесчеловечного обращения шведов с пленными русскими и украинцами.
Напоминалось украинцам и о глумлении шведов над православным церквями в Литве. Обывателей предостерегали, что универсалы Карла XII, обещающие не трогать пожитки мирных жителей имеют своей целью ввести их в заблуждение, чтобы облегчить шведской армии сбор провианта. Поэтому Петр призывал своих украинских подданных укрываться «с имением своим в безопасные места», заботясь о том «чтоб к поживлению неприятелю ничего не оставалося», что заставит шведов как можно скорей отступить с украинской земли 100. Характерно, что Карл XII в своих универсалах украинскому народу был куда более грозен, заявляя, что тех, кто «оставивши домы уходят, или шкодити в чем воинским нашим людем покушаются, или самым делом шкодят, албо для Москвы найменшу речь чинят, и оных ложными обетницами или грозбами возмущати собе допущают, тых и их детей, и пожитки огнем и мечем, як найсрожей карати не занехаем» 101. Подобные же кары «огнем и мечем» обещались и тем, кто ослушается воли «наияснейшаго короля шведского и ясневельможного пана гетмана Мазепы», отказавшись доставлять в шведский лагерь провиант и другие припасы 102.
Много внимания уделялось проблеме постоя русских войск на Украине. Петр опровергал шведские утверждения о том, что почти во все украинские города введены русские гарнизоны. В указе отмечалось, что до похода шведов на Гетманщину они находились лишь в тех городах, которые были предназначены для этого согласно «постановленным пактам» еще при царе Алексее Михайловиче — «и ни одно место сверх оного постановления войски нашими Великороссийскими до сего военного случая не осажено. А которые для обороны от неприятеля осажены, и ис тех, по изгнании неприятелском и отдалении оного, паки люди Великороссийские выведены будут, как то ис Почепа и Пагара уже учинено; а в которых ныне и есть, и ис тех також, по отдалении от оных неприятелском, Великоросийския гарнизоны выведены будут» 103. Заявления Петра I относительно нахождения русских войск на Украине до перемещения на ее земли театра военных действий можно проверить при помощи документов Разрядного приказа.
На основе Глуховских статей, принятых казацкой старшиной при избрании гетманом Демьяна Многогрешного и переутверждавшимися впоследствии с некоторыми изменениями и дополнениями при избрании И. Самойловича и И. Мазепы, русские воеводы и гарнизоны размещались в Киеве, Переяславле, Нежине, Остре и Чернигове, а также в гетманской ставке — Батурине 104 , где для охраны «гетманской особы» находился полк Анненкова. В сентябре 1707 г. Наиболее крупные силы содержались в Киеве — там к концу 1708 г.
Численность гарнизонов этих городов по всей видимости также примерно равнялась количеству солдат в Переяславле жалобы черниговского воеводы на малолюдство уже приводились выше. Известно также, что еще в 1700 г. Не исключено, что тогда же, в связи с началом Северной войны, были сокращены до вышеозначенного количества гарнизоны и других украинских и прилегавших к ним российских городов. Так, в Севске, который играл ключевую роль в сношениях московского правительства с украинскими гетманами и участии русских войск в обороне Украины от внешних врагов во второй половине XVII в. В Почеп, Погар, Стародуб и Новгород-Северский русские войска действительно были введены только в связи с приближением шведов к границам Украины см.
Российский двор открещивался от обвинений шведской пропаганды о намеренном разорении домов и имущества украинцев. Петр заявлял, что «мы войскам своим Великоросийским под смертною казнию запретили Малороссийскому народу никакого разорения и обид отнюд не чинить, за что уже некоторые самволные преступники при Почепе и смертию казнены». Впрочем, царь признавал: «ежели что малое от жилищ их или хлеба пожечь принуждены были, по крайней нужде, дабы неприятелю ко препитанию то не досталося и дабы он тем принужден был без жилища и пищи погибать, что уже и учинилося было при Стародубе». Всем, потерпевшим убытки от военных действий обещалось их вознаградить после изгнания неприятеля из Украины 110. Приказ Петра населению уходить перед наступающими шведами, забирая пожитки и продовольствие 111 , сжигая то, что нельзя унести, вызывал повсеместное недовольство простых людей, попадавших в зону военный действий.
Так Б. Шереметев жаловался в начале сентября, что крестьяне Смоленского уезда не спешат с эвакуацией. Узнав об этом Петр, разрешил военным забирать у них половину провианта, заставляя их уходить от шведов с оставшейся половиной, при этом было приказано «до совершенного наступления неприятелского строения огню не предавать» 112. Подводя итог, Петр провозглашал, что «никоторый народ под солнцем такими свободами и привилиами и лехкостию похвалитися не может, как по нашей царского величества, милости Малоросийской, ибо ни единаго пенязя в казну нашу во все Малоросийском краю с них брать мы не повелеваем, но милостиво их призираем з совими войски и иждивении Малоросийской край, святыя православныя церкви и монастыри и городы и жилища их от бусурманского и еретического наступления обороняем». В заключение Петр подчеркивал, что он сам «высокою особою своею на оборону Малоросийскому народу сюда в войско наше прибыли».
В конце манифеста объявлялись награды за каждого доставленного в русский лагерь шведского пленного, начиная от солдата и заканчивая генералом 113. При этом царь готов был простить даже тех, кто был посвящен в планы бывшего гетмана, но не донес об этом, боясь Мазепу. В противном случае изменников ожидало заочное лишение имений, смертная казнь при поимке, а их семьи — ссылка. Характерно, что желающие вернуться должны были приезжать к Скоропадскому, а не ко двору Петра, что также должно было убедить их, что царь не собирается их преследовать 114. Через три дня указ об амнистии, по смыслу полностью повторявший предыдущий, был издан вновь, уже в третий раз 115.
Царь требовал от них впустить в прилуцкий и белоцерковский «замки» русские гарнизоны «для лутчей обороны от неприятелского наступления и изменника Мазепы». Здесь также, в соответствии с трактовкой универсала от 6 ноября, но более коротко говорилось об осаде и штурме Батурина, гарнизон которого «ослушался» царского указа. Той же участью Петр грозил прилуцким и белоцерковским казакам если они откажутся впустить русские гарнизоны 116. Кроме того, в тот же день Петр направил письма полковникам киевскому у Федору Коровке, гадячскому Степану Трощинскому и белоцерковскому Михаилу Омельченко, увещевая их не «слушать» «прелестных писем» Мазепы 117. Гадяч привлекал особое внимание Петра, опасавшегося, чтобы Мазепа «сей город на гнездо себе не избрал» вместо уничтоженного Батурина 118.
Письмо Петра к Омельченко было также продублированной указаниями киевскому воеводе разместить в Белой Церкви русский гарнизон, а находящихся там сердюков выслать к Скоропадскому. Из самой крепости Голицын должен был вывезти артиллерию и снаряжение, а крепостные валы «хотя не вовсе, разорить», сделав не пригодными для обороны 119. Впрочем, в посланном позднее, в начале декабря письме Головкина это распоряжение несколько корректировалось в сторону того, чтобы «держать» Белую Церковь, для чего в помощь Голицыну на Правобережье был послан генерал Николай Инфлянт с тремя полками конницы 120. В указе ему предписывалось «недреманным оком» следить за появлением на Украине, и особенно на Правобережье посланцев Мазепы, препятствовать переходам с Правого берега Днепра на Левый, а в случае начала на Заднепровье антироссийского восстания «смирять без пощады, и строенья оных бунтовщиков жечь» 121. Киевский воевода поспешил выполнить данное ему поручение касательно Белой Церкви.
Он отправился туда немедленно по прибытии из-под Батурина и уговорил засевших там казаков впустить русский гарнизон, а их самих отослал в Киев. В награду за сдачу крепости находившийся там с сердюками полковник Бурляй получил 100 руб. Голицын А. Меншикову 21 ноября 123. В нем сообщалось об увеличении ежегодного царского жалованья сечевикам на 1 500 тыс.
К слову сказать, в указе вообще не упоминалось о судьбе Батурина и не содержалось никаких угроз 124. Результаты петровской политики быстро дали результаты. Ушедшие с Мазепой старшина и казаки стали убегать от него. Он заявил, что был с гетманом «поневоле» и обещал, что генеральный есаул Дмитрий Максимович и генеральный судья Василий Чуйкевич собираются последовать его примеру 125. О верности Петру заявил в начале декабря и белоцерковский полковник Михаил Омельченко.
Попутно он жаловался на Мазепу, который отягощал украинцев многочисленными податями, а, задумав измену, направил в Белую Церковь сердюцкий полк. Если бы Д. Голицын, считал Омельченко, «не занял» сердюков, «то бы нам пришло до остатной руены». Белоцерковский полковник отвечал также, что по совету со всем товариществом казаки прибыли в Киев, учинив там присягу на верность царю Петру при Д. Голицыне 126.
Причину неудачи дела Мазепы нельзя сводить к тому, что на Украине стояли царские войска и что украинцы были «устрашены» примером Батурина. В этой связи интересно отметить, что ровно 60 лет до рассматриваемых событий, в 1648 г. Брюховецкого поднять восстание против московской власти. Среди казацкой старшины, но и в рядах простых казаков хватало недовольных властью Москвы, посылкой малороссийских полков в далекие походы и многим чем другим. Однако с внезапным отъездом Мазепы в шведский лагерь все реальные и потенциальные его сторонники оказались разобщены, тем более что никакого вооружения выступления гетман не готовил, а все свои планы держал в глубокой тайне.
Однако еще большей неожиданностью измена Мазепы оказалась для русской стороны. Источники, опубликованные Г. Георгиевским и сведения неизвестного польского шпиона, ездившего по поручению какого-то литовского магната из окружения Станислава Лещинского, в разведывательную поездку на Украину сразу после перехода Мазепы к шведам рисуют любопытную картину той атмосферы, которая воцарилась там в те дни. Русское командование серьезно опасалось массовых народных выступлений. Так, командовавший черниговским гарнизоном полковник Иван Вельяминов-Зернов получил от князя Д.
Голицына известия «о недоброй ведомости о Мазепе» то есть видимо пока только об исчезновении, но не об измене 27 октября. В тот же день это известие подтвердил ему и черниговский казацкий полковник. Вельяминов-Зернов сомневался, как жители Чернигова отреагируют на происшедшее: «А в жителях черниговских еще не мнитца чему ныне быти». Но опасаясь худшего сетовал: «Толко, государь, опасает нас безлюдство» 128. По сообщению польского лазутчика, Иван Вельяминов-Зернов заставил черниговского полковника Павла Полуботка и его казаков принести повторную присягу на верность, а также «подобно невольникам» участвовать вместе с московскими солдатами в укреплении валов черниговской крепости, располагавшейся в старой части города.
Опасаясь восстания, Вельяминов-Зернов приготовил ее к обороне, сломав вокруг крепости все строения на расстоянии мушкетного выстрела, укрепив ее валы и сосредоточив там значительные запасы провианта на случай осады, как надо предполагать не только шведской, но и казацкой. Тревога у Москвы большая, из-за того, что гетман изменник», — сообщал шпион. Он даже преувеличенно, как думается, отмечал, что «русские казаков боятся больше, нежели шведов», что казачество упрекает поляков, что не пришли им на помощь, чтобы «подушить москалей». По его словам казаки в Любече, услыхав об измене Мазепы стали «бунтовать и грабить» стоявших там людей троцкого воеводы Михала Казимежа Котла. Только прибывшему из Черкасс любецкому сотнику, находившемуся видимо в отъезде, удалось успокоить беспорядки 129.
В Быхове, где также стоял русско-украинский гарнизон отмечалось, что местный комендант Дмитрий Воронцов с недоверием относится к казакам, в связи с переходом Мазепы на сторону шведов 130. По сообщениям Д. Воронцова А. Меншикову в начале июля месяце в крепости насчитывалось 543 казака стародубского полка, двести из которых покинуло Быхов в ночь на 8 июля, не выдержав тягот службы. В связи с этим комендант просил стародубского полковника И.
Скоропадского сменить казацкую часть гарнизона, поскольку и остальные казаки грозились покинуть Быхов, сетуя, что «живут в Быхове болше году». Вскоре из крепости бежал еще 31 казак, но в августе, наконец пришла долгожданная смена — 500 казаков черниговского и стародубского полков 131. Яков Брюс, посланный в Глухов на рекогносцировку для поиска места для базирования русских войск в самом конце октября отмечал, что когда русские войска вошли в город, то простые горожане обрадовались этому, тогда как местная старшина отнеслась к этому с недовольством, а особенно глуховский сотник, детям которого, по словам местных жителей, Мазепа приходился крестным отцом 132. О численности русских гарнизонов на Украине свидетельствует письмо от 28 ноября А. Меншикову от князя Григория Волконского, стоявшего со своими войсками в Сорочинцах: «фортеца велика, а людей зело мало, обнять ни половины не ким, и пушкорей нет» 133.
Впрочем бригадир Александр Григорьевич Волконский, вошедший со своим Ингерманладским полком в Полтаву 3 декабря, отмечал, что полтавские мещане и казаки во главе с наказным полковником встретили его «ласково» перед городом 134. Показательно, что в петровском указе от 27 ноября с указанием впустить в Полтаву Волконского о расправе с засевшими в Батурине сердюками уже не упоминалось 135 , однако возможность сопротивления полтавских жителей русскому гарнизону предусматривалась в наказе Волконскому. В этом случае ему предписывалось штурмовать Полтаву 136. Возможно включение этого положения в наказ было вызвано ходившими по Украине слухами о том, что полтавский полковник И. Левенец сторонник Мазепы 137.
В письме Г. Головкина от 26 ноября жителям городов Опошни и Котельвы с указанием впустить посланные для их обороны русские войска о судьбе Батурина также не говорилось не слова 138. Сословное недовольство казаков переплеталось с выступлениями социального характера. Куракин, посланный Петром в Киев в конце октября, отмечал, что «во всех местах малороссиских и селах были бунты и бургумистров и других старшин побивали» 139. Григорий Герцик — один из наиболее преданных сторонников Мазепы, арестованный в Варшаве в 1720 г.
Были разграблены имения таких мазепинцев, как лубенской полковник Д. Зеленский, Д. Чечель, А. Гамалея 141. Еще более сложной для русского правительства была ситуация на Правобережье Днепра, в районе Киева.
Голицын 11 ноября сообщал канцлеру Головкину, что подозревает киевского войта в сочувствии измене Мазепы, который к нему «зело добр был» и не обременял никакими налогами. Отмечая, что войт приходил к нему «в великом сумнении», воевода писал, что «на Подоле будет дворов больше 2000, а людей соберется тысячь пять и с студентами», намекая на возможные беспорядки среди киевлян. Сторонником Мазепы, по мнению Голицына, был и роменский сотник Пирожский, однако киевский воевода, сообщая об этом Головкину, рекомендовал лишь выяснить у того, для чего тот «тайно роставил около Нежина своих казаков» 142. В последующем письме от 21 ноября Голицын сообщал, что присланный Мазепой в Чигирин бывший киевский полковник Мокиевский «около Чигирина многих возмутил». Поддержка Мазепы отмечалась среди жителей многих правобережных сел и деревень «от Киева даже до Бугу и до Днестра».
Голицын опасался, что волнения могут перекинуться и на Левый берег Днепра: «А ежели со обеих сторон Днепра люди возбунтуютца, зело нам тяжко будет».
Впрочем, гетман прочно держав власть в своих руках и их сопротивление не было серьезным: в 1692 г. Во внешней политике Мазепа отказался до поры до времени от попыток выйти из-под контроля Москвы за счет соседних государств. Благодаря своему дипломатическому таланту он смог установить тесные связи с московским правительством, в частности — с молодым царем Петром, благодаря чему добился минимизации вмешательства царского правительства во внутренние дела Гетманщины. Иван Мазепа активно помогал царю в реализации его антиосманской политики; в частности, казацкие полки участвовали в Азовский походах 1695-1696 гг. Кроме того, Мазепа давал молодому монарху многочисленные советы в части отношений с Речью Посполитой, что также стало основанием для личной дружбы между правителями. Большое внимание Мазепа уделял экономике Гетманщины.
Он пытался создать богатое государство, пользуясь принципами меркантилизма. Так, гетман благоприятствовал развитию торговли как внутри своих владений, так и с соседними землями — Правобережьем, Крымом, Слобожанщиной, центральными районами Московского государства. Также Мазепа стимулировал развитие промышленности — известно 14 универсалов о предоставлении земель под рудни, кузнечные производства, селитряные заводы. Все это, вместе с политической стабильностью и отсутствием боевых действий, привело к настоящему расцвету Гетманщины, особенно в сравнении с предыдущими десятилетиями разрухи. Надо сказать, что, хоть налоговое бремя также возросло, однако даже крестьянство пользовалось значительными привилегиями в сравнении с другими регионами России и Речи Посполитой — крестьянские переходы не ограничивались, а размеры арендных платежей и отработок за пользование землей четко регулировалось гетманскими универсалами. Огромное внимание Иван Мазепа уделял развитию культуры. Именно в конце XVII в.
За счет личных средств гетмана построены либо капитально отремонтированы многие культовые сооружения. Так, Мазепа спонсировал капитальную реконструкцию Софийского собора, Успенского собора Киево-Печерской лавры, церквей Выдубицкого и Михайловского монастырей — современный вид эти объекты получили именно в то время. Также за деньги Мазепы в 1699-1706 гг. Софийский собор Колокольня Софийского собора Успенский собор Киево-Печерской лавры Кроме упомянутых соборов, Мазепа профинансировал постройку множества других церквей и монастырей по всей Гетманщине. Также он опекал свою альма-матер — Киево-Могилянскую академию, построив новые корпуса и увеличив количество студентов до 2 тысяч. К культурным заслугам Мазепы нужно также отнести финансирование издания множества книг.
Принял участие во втором крымском походе Голицына. За покровительство, гетман пообещал шведским войскам зимние квартиры и провиант, а также склонить на свою сторону запорожских, донских казаков и калмыцкого хана Аюку.
При этом, Мазепе некоторое время удавалась скрывать факт измены от Петра и главнокомандующего российскими войсками графа Шереметьева. За государственную измену Русская православная церковь 23 ноября 1708 года предала анафеме Ивана Мазепу, с лишением всех титулов и наград. В тот же день устроена символическая казнь со сжиганием чучела гетмана. По приказу императора Петра I, для «награждения» Мазепы в единственном экземпляре изготовлен «Орден Иуды». Семья Мазепы.
Пётр 1 и Мазепа
Для Мазепы измена стала образом жизни, и Петр был далеко не первым (извините за каламбур), кого предал старый лис. Мазепа принимал участие в обоих походах Петра к Азову и снискал ещё большее доверие Петра. Мазепа профессионально стряпает на него дело с наветами про антимосковские «заколоты» и передает Петру сермяжного полковника. В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семена Половца, благодаря которому вошел в окружение служившего в Османской империи гетмана Петра Дорошенко. Осенью 1708 года, во время Великой северной войны, Мазепа разорвал связи с царем Петром I и перешел на сторону его врага — шведского короля Карла XII. Петр 1 знал, что Мазепа может привести к Карлу войско численностью до 50 000 казаков.
Защита казацких привилегий была движущей силой большинства конфликтов украинской истории
МАЗЕПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Панихиду по гетману Мазепе, предавшего русского царя Петра I во время Северной войны, отслужат в Киево-Печерской лавре 11 июня 2023 года, сообщило Министерство культуры и информационной политики (МКИП) Украины. |
Артамонов Владимир | "Выбор" Мазепы | Журнал «История» № 11/2009 | Мазепа, как опытнейший политический игрок, в какой-то мере даже способствовал воцарению Петра, ибо в тогдашней «схватке за Кремль» не поддержал Софью и своего благодетеля боярина Голицына во время их попытки перехватить легитимную власть. |
Мазепа, Иван Степанович | И недаром для бывшего гетмана при Петре I была изготовлена специальная награда – «орден Иуды» с изображением повесившегося на осине бывшего ученика Христа, предавшего своего Учителя. |
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ | Мазепа, как опытнейший политический игрок, в какой-то мере даже способствовал воцарению Петра, ибо в тогдашней «схватке за Кремль» не поддержал Софью и своего благодетеля боярина Голицына во время их попытки перехватить легитимную власть. |
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными. В 1706 году состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости. В 1706 состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости.
Предыстория Полтавской битвы
- На службе у гетьмана Дорошенка. Тройная игра
- - История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен – Журнал «Родная Кубань»
- Обсуждение (45)
- Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
- Доверие царя к Мазепе
Мазепа: путь от героя до предателя
Так произошло и с фаворитом царицы Софьи Голицыным. Именно он сыграл решающую роль в избрании Мазепы гетманом после падения Самойловича, которого после неудачной Крымской кампании сослали в Сибирь. Так 25 июля 1687 года Мазепа стал левобережным гетманом Войска Запорожского. Позднее появились слухи, что гетман дал Голицыну взятку за помощь в получении должности, однако достоверных фактов на этот счет нет. Иван Мазепа. Источник: pinterest. Он стал советником Петра в польских делах, между ними завязалась тесная личная дружба. Мазепа стал опорой государю и в военных делах. Он подавлял восстание Петрика, участвовал в походах Петра к Азову, помогал в начале Северной войны.
Петр в благодарность за заслуги сделал его вторым кавалером ордена Андрея Первозванного. В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир. Уже тогда гетман затаил обиду. Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов.
Около 1655 года в 16 лет он первый раз изменил Украине и России, когда те вели борьбу с поляками и посвятил себя служению королю-католику Яну II Казимиру.
С 1666-го по 1674 год служил Османской империи, потом левобережному гетману Самойловичу - и не без его помощи того свергли в 1687 году. Служил он и царю. А под конец жизни призывал казаков в поход на Москву вместе со шведами. Гетман стал одним из богатейших феодалов не только России, но и Европы".
В ноябре 1708 года, когда он публично заявил, что переходит на сторону шведского короля — давнего противника России и Петра I — гетман и представить не мог, чем завершится затеянное им дело. Кстати, впоследствии в России ему даже присвоили орден заочно. Вот только награда эта была весьма сомнительного свойства. Каков же он — Мазепа?
И почему он так и не смог воплотить в жизнь свои амбициозные планы? Неизвестный художник «Портрет Ивана Мазепы в латах и с андреевской лентой» Ранние годы Мазепы В 1639 году на свет появился человек, которому суждено было сыграть далеко не последнюю роль в истории Полтавской битвы , — Иван Мазепа. Его малой родиной стало село Мазепинцы, которое прадед будущего гетмана получил от польского короля в качестве дара. Кстати, сегодня в этом селе под Белой Церковью проживает около 400 человек. Известно, что его дед находился в услужении у русского царя, а вот отец Мазепы сначала находился среди соратников Богдана Хмельницкого, а затем переметнулся на сторону поляков. Я думаю, именно от него Иван унаследовал способность менять свои взгляды и перестраивать их под то, что кажется выгоднее. Уже с самого детства Мазепа находился в окружении, что не отличалось лояльным отношением к русским. В большинстве своём это были поляки, негативно настроенные против России, что, несомненно, сказывалось и на взглядах мальчика.
Образование Иван получил в Иезуитском коллегиуме, находившемся в Варшаве. Благодаря отцу сумел устроиться на службу к польскому монарху Яну Казимиру. Несмотря на все недостатки и наличие низменных черт характера, Мазепа был весьма образованным человеком. Получив место при дворе, он стал много внимания уделять своим знаниям, обучался в европейских странах, знал несколько языков. Он не гнушался наговаривать на тех, кто доверился ему, был уличён в предательстве близких людей. Вероятно, именно поэтому многие поляки старались избегать Мазепу, с которым нельзя было откровенничать или, тем более, делиться своими секретами и проблемами. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Существовала и иные причины отлучения Мазепы от двора.
Согласно одной из версий, ловкий придворный был уличён в любовной связи с супругой знатного пана Фальбовского. Конечно, после такого позора и вспыхнувшей ненависти со стороны Фальбовского Мазепа оставаться при дворе уже не мог. Впрочем, некоторые историки считают этот рассказ вымыслом, слухами, что распространяли недоброжелатели Мазепы а их у него было очень много. В дальнейшем эта история была художественно переработана Байроном, из-за чего и получила известность.
Встреча, по преданию, проходила в специально подготовленном шатре на площади. Гетман представил отчёт о положении в Малороссии, о ситуации с казачьими полками и преподнёс Петру украшенные драгоценностями саблю и щит. Мазепа получил ответные дары.
Мазепа заключил с последним соглашение, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск. Для себя он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк.
Почему Мазепа предал русских и Петра
Гетман Мазепа – «иуда» Петра Великого, почему он предал русских, которым присягнул на верность. Осенью 1708 года царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семена Половца, благодаря которому вошел в окружение служившего в Османской империи гетмана Петра Дорошенко. А ровно через год — 26 июля 1709 года Пётр I после победы под Полтавой триумфально въехал в Киев, где пробыл месяц для наведения порядка после измены Мазепы.
Почему Мазепа изменил Петру I
Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Первые годы своего гетманства Мазепа показал себя рьяным сторонником Петра, вызвав недовольство со стороны, прежде всего, запорожского казачества. В 1708 году Мазепа неожиданно предал Петра I и перешёл на сторону шведского короля Карла XII. Когда царевна Софья низвергается Петром I, а он становится единоличным правителем, Мазепа снова меняет принципы.
Защита казацких привилегий была движущей силой большинства конфликтов украинской истории
Первые годы своего гетманства Мазепа показал себя рьяным сторонником Петра, вызвав недовольство со стороны, прежде всего, запорожского казачества. В ходе Северной войны Петр I столкнулся не только со шведской армией, но и с изменой бывшего друга – гетмана Украины Ивана Мазепы. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семена Половца, благодаря которому вошел в окружение служившего в Османской империи гетмана Петра Дорошенко. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу.
ПОТОМСТВЕННЫЙ ИЗМЕННИК
- - История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен – Журнал «Родная Кубань»
- Поставил крест: Петр Великий наградил украинского гетмана «орденом Иуды» | Статьи | Известия
- Почему Мазепа предал русских
- Осада крепости Карлом
- Почему Мазепа предал русских
- Предыстория Полтавской битвы
Мазепа, Иван Степанович
В «Истории Русов» Мазепа возводился в ранг народного героя и борца за обретение независимого украинского государства. Вышеупомянутый момент, когда Мазепа, приблизившись к шведскому лагерю, открыл свои истинные планы удивленным казакам, авторы «Истории Русов» превратили в громкую политическую прокламацию «к войску и народу Малороссийскому» на тему независимости и нейтралитета Украины: «Мы стоимъ теперь, Братiя, при двухъ пропастяхъ, готовыхъ насъ пожрать, ежели не изберемъ пути для себя надежнаго ихъ обойти. Понятие «мазепинцы» для характеристики сторонников гетмана-предателя среди старшины было введено в оборот в 1884 году вышеупомянутым историком Костомаровым в его работе «Руина, Мазепа, мазепинцы». Политический же окрас термин «мазепинцы» приобрел в последнем десятилетии XIX века в Галиции.
Изначально галицкие русофилы употребляли его в отношении русинских политиков и общественных деятелей, чрезмерно лояльных к польской администрации Галиции. Но вскоре «мазепинцами» начали называть всех апологетов украинства — от умеренных «автономистов» до радикалов-«самостийников». В Российской империи термин «мазепинцы» распространился в 1908—1911 годах благодаря Киевскому клубу русских националистов ККРН и его председателю А.
В резолюции клуба от 24 ноября 1911 года мазепинство называлось главной угрозой целостности страны. В своих докладах ККРН разделял политически активных малороссов на сторонников единства Малороссии и России, называвшихся «богдановцами» по имени Богдана Хмельницкого, и сепаратистов-«мазепинцев». Актуальным политическим содержанием понятие «мазепинство» наполнилось в период окончательного решения «русского вопроса» в Галиции, где в 1914—1917 годах австро-венгерские власти проводили геноцид русского населения.
Первые концлагеря в Европе «Талергоф» и «Терезин» были построены именно в Австро-Венгрии для уничтожения русских. В 20-е годы бывшие узники этих концлагерей издали «Талергофский альманах», описывавший зверства австрийских и местных польских властей, осуществлявшиеся при непосредственной помощи сограждан-мазепинцев: «Роль этих народных предателей, т. Детеныши национального изменника русского народа из-под Полтавы, вскормленные под крылышком Австрии и Германии, при заботливом содействии польской администрации края, в момент войны Австрии с Россией… сыграли мерзкую и подлую роль… в отношении бесконечных жертв австро-мадьярского террора и насилия над карпато-русским населением».
Стоит отметить, что в слово «украинец» тогда вкладывали политический, а не этнический смысл. Подобно «богдановцам» и «мазепинцам» Малороссии русины Галиции делились на русофилов и «украинцев». Местная польская и мазепинская печать с восторгом и злорадством сообщала всё новые известия об арестах и казнях, в особенности крестьян.
Мазепинские газеты… печатали целые фельетоны о том, как вешали и расстреливали русских в провинции… и во Львове», — приводил «Талергофский альманах» свидетельство очевидца. Не правда ли, описываемая картина созвучна со злорадством современных украинствующих по поводу «горелой ваты» так на украинских интернет-форумах называли людей, сожженных националистами в Доме Профсоюзов Одессы и «оторванных лапок самки колорада» так на тех же форумах говорили о женщине с оторванными ногами в бомбардируемом киевскими снарядами Луганске? И такой донос, что тот или другой является человеком русских убеждений, довлел, чтобы его, как изменника или шпиона, сейчас же арестовали, а то и казнили даже», — свидетельствовал «Талергофский альманах».
Что, согласимся, опять-таки невероятно созвучно с распространенными ныне на Украине призывами сдавать в СБУ «бытовых сепаратистов». Весьма внятно характеризует мазепинство того времени песня, бывшая популярной среди украинских сечевых стрельцов, служивших в галицийском австро-венгерском войске: Украинцы пьют-гуляют,А кацапы умирают. Украинцы пьют на гофе [нем.
Где стоит столб телефона,Висит кацап вместо колокола. Уста его посинели,Черны очи побелели,На зубах кровь застыла,Шнуры шею перетерли. Как видим, за 25 лет до Волынской резни, за 100 лет до Одесской трагедии и войны в Донбассе мазепинство мало чем отличалось от сегодняшнего.
С тех пор оно лишь дооформилось в полноценный политический концепт, ставший частью рассматриваемого нами конструкта «Украинство». Интересно, что к оформлению мазепинства сильно приложил руку главный идеолог «Организации украинских националистов» Дмитрий Донцов. В своих работах Донцов превращал Мазепу в «героя легенды»: «Имя Мазепы было флагом всех, кто не разочаровался в жизненной силе нации».
Донцов заявлял, что среди всех украинских гетманов именно Мазепа особенно уникален благодаря совершенному им разрыву с Россией: «С именем Богдана Хмельницкого связаны в нашей памяти не только Желтые Воды [где казаки победили поляков], но и Переяславль, с именем Выговского не только Конотоп [где казаки сражались против русских], но и Гадяч [где гетман Выговский заключил соглашение с поляками], с именем Мазепы — Полтава, и только Полтава! На такой бескомпромиссный разрыв, утверждал Донцов, украинцы не шли ни до, ни после Мазепы: «После Хмельницкого, Выговского и др. После Мазепы — никто.
После него наступил упадок автономистской идеи. На этом фоне, на фоне общей деградации национальной жизни на Украине, наступившей в XVIII веке, личность Мазепы выделялась особенно ярко». Донцов создавал из Мазепы нового героя украинского националистического пантеона, наделяя его характер романтическими чертами и чувством исторического предназначения: «Мазепа был романтиком, возможно даже позером, подобно Наполеону, который знал и слышал, что выполняет лишь волю того мистического абсолюта, который называют разумом мировой истории», — а также идейной убежденностью, граничившей с безрассудством: «Он вошел в историю как человек, который решился пробить головой стену и с этой точки зрения напоминал своего королевского союзника [Карла XII], который однажды, когда хотел войти в закрытую соседнюю комнату, разогнался, ударил в дверь головой и упал без сознания».
Мазепа у Донцова — уже не просто защитник интересов народа и борец за «незалежность». Он производится в защитники западной цивилизации от «российской угрозы»: «Он понял или ощутил задачу своей эпохи — создать из земель так называемой Западной России т. Так радикал Донцов наделяет Мазепу отнюдь не свойственным тому в реальности радикализмом.
Переход на сторону шведов превращался Донцовым в великий благородный поступок, выражение воли украинской нации, попранной проклятыми русскими: «Акция Мазепы была символом усилий нации к независимости — и этот символ растоптан в крови и грязи 10 июля 27 июня 1709 года». Отталкиваясь от образа мифического Мазепы, Донцов задавал основные константы будущей мазепинской идеологии, она же идеология украинства: «Все черты его характера и политики создают понятие мазепинства: невосприимчивость к чужим, ненациональным идеологиям, оценка всего с точки зрения национального эгоизма, расчетливость и благоразумие в политике, чувство бескомпромиссности — тот внутренний огонь, который делает из человека маньяка своей идеи, готового скорее погибнуть здесь и сейчас, чем сделать хотя бы шаг назад». По уверениям Донцова, после проигрыша Мазепы растоптана оказалась не только свободолюбивая нация, но и «благородные идеи мазепинства — патриотизм это же «шовинизм»!
Кто такой этот нацист Донцов, идеолог кровавого бандеровского движения, творившего ужасы на Украине в эпоху ее оккупации Гитлером, — слишком хорошо известно. И слишком очевидно, что Донцова меньше всего волновала историческая правда. Что он занимался не только сменой политических акцентов или частичной подтасовкой фактов, но и сотворением своих, не имевших отношения к реальной истории, но необходимых ему «конструктов» на совершенно пустом — и гнилом — историческом месте.
Теодор Шассерио. Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади. Следуя заветам Мазепы, утверждал Донцов, мало лишить Россию мощи — нужно уничтожить «варварский» русский народ: «Идея, которой дышали мазепинцы, была идея не борьбы с одним царем, а с народом московским.
Кто читал «Историю Русов», речи-декларации, вложенные автором в уста Мазепы или Полуботка, тот знает, каким чувством превосходства веяло от старшины по отношению к москалям, как нации варварской, некультурной и брутальной, — в сравнении с Украиной». При помощи мифа о Мазепе Донцов выдвигал на повестку дня идею создания националистического ордена, способного воплотить в жизнь «завещание» гетмана — покончить с Москвой: «Второй основной идеей внутренней политики Мазепы была консолидация старшины в отдельный слой населения, специально отобранный и специально духовно, политически и военно подготовленный к управлению государственным кораблем»… «Уже тогда, у него возникла мысль покончить с Москвой, прежде всего организовав и укрепив сильный орден из крепко разозлившейся казацкой верхушки — старшины, правящей касты гетманщины». Создавая миф о Мазепе как о борце за украинскую независимость и за раздел России, Донцов закладывал этот миф в основу украинства: «Имя Ивана Мазепы дорого нам по двум причинам: во-первых, как символ идеи политического украинского сепаратизма, более того!
Оно нам дорого как доказательство огромной живучести украинской идеи». Архив Николая Мазепы Вращающийся памятник в Киеве, посвящённый гетману Мазепе Ценнейшей чертой характера Мазепы, необходимой «продолжателям» его дела, Донцов называл бескомпромиссность чувств: «Что особенно ценно в Мазепе, что особенно делает из его имени идею, достойную стать путеводной звездой нации, — это то, что он, в отличие от множества своих земляков не знал компромисса чувств». Подразумевалось, что с врагом можно идти на прагматический компромисс, но нельзя при этом перестать его ненавидеть: «Компромисс разума не отравляет душу нации, не делает ее недееспособной.
Наиболее компромиссная политика, проводимая с трезвым расчетом, не унижает душу народа, ее унижает лишь чувственный компромисс, компромисс совести. Чувство не может пойти на компромисс без разложения самого себя, без уничтожения своих моральных основ». Донцов сооружал из Мазепы образ украинского нациста, основные характеристики которого он описал в своем «Национализме».
Позже этот образ стал эталоном для галицийской молодежи, вошедшей в черный орден ОУН организация, деятельность которой запрещена в РФ.
Впрочем, и Софья, и Василий Васильевич были людьми весьма передовых европейских взглядов, сильно опережавшие в этом отношении большую часть русского боярства. Рождение ордена В 1697 году Петр отправился с Великим посольством в Европу. Сам государь путешествовал под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова, а руководили делегацией генерал-адмирал Франц Лефорт, генерал и «воинский комиссарий» Федор Алексеевич Головин и думный дьяк, дипломат Прокофий Богданович Возницын. Петр I — последний царь всея Руси с 1682 года и первый Император Всероссийский с 1721 года 165 лет назад началась Крымская война Конечно, это была своеобразная игра — вся Европа отлично знала, кто такой урядник Петр Михайлов. Существует версия, что британское правительство хотело наградить царя орденом Подвязки, о чем уведомило молодого государя. Однако Петр счел это неуместным, поскольку при вступлении в орден он должен был дать обет подчинения его главе — английскому королю. Понятно, что клятва носит ритуальный характер, но русского государя это обстоятельство всё же смутило и он вежливо отказался. Легенда эта популярна и довольно правдоподобна, но доказательств она не имеет — если предложение британцев и имело место, оно было кулуарным и письменных свидетельств о том не осталось.
Так или иначе, именно во время или сразу после путешествия в Европу Петр принял решение об утверждении своего ордена. Считается, что это произошло в 1698 году, но опять же никаких письменных свидетельств того не существует. Косвенно дата подтверждается в принятом при императоре Павле Петровиче в 1797 году Установлении или статуте о российских орденах: Автор цитаты «Прадед Наш безсмертныя памяти Император Петр Великий, полагая основание просвещению России и устройству различных частей ея управления, в 1698-м году установил Чин Кавалерский во имя Святого Апостола Андрея Первозванного...
Любые сколько-нибудь значимые телодвижения надлежало согласовывать с ним лично. Объем переписки Мазепы с Голицыным был огромным. Для полноты контроля по Коломакским статьям договор, заключённый при избрании Мазепы гетманом была отменена система откупов, дававшая основные доходы гетманской казне. Таирова-Яковлева осуждает Голицына за мелочность и принижение автономии Гетманщины, но факт фактом — никаких сепаратистских поползновений в этот период не было. Два года спустя в нынешнюю Архангельскую область был сослан уже сам Голицын, а Мазепа достался "в наследство" Петру. Пользуясь безграничным доверием царя и всесильного временщика Меншикова, гетман делал в своих краях что хотел. Стал самым богатым олигархом Украины.
Восстановил систему откупов. Когда на него "стучали", то доносы с извинениями возвращали назад. Трагедию Кочубея и Искры замечательно описал Александр Сергеевич, присовокупив в комментариях к "Полтаве", что под "вельможами" в тексте имеются в виду "тайный секретарь Шафиров и гр. Головкин, друзья и покровители Мазепы; на них, по справедливости, должен лежать ужас суда и казни доносителей". Но ведь они не сами так решили! Они действовали по указанию Петра и Меншикова, которые Мазепе полностью доверяли! Пушкин не мог этого написать по цензурным соображениям… Так что ситуация с Мазепой — вполне достойный образец малороссийской политики московских царей. Кстати, претензий к Москве и Петербургу было навалом. Тут и планы военно-административной реформы, предполагавшие перевод казацких полков в драгунские, и торговля правобережными землями Украины с Польшей в конце концов Пётр обнулил достижения Палея, который фактически освободил от поляков значительную часть Правобережья, включая родину Мазепы — Белую Церковь. Почему по Мазепе нельзя судить о МалороссииКогда заходит речь об участии запорожских казаков в Северной войне, обычно первым делом вспоминают мятежного гетмана Ивана Мазепу.
В действительности же Украина осталась верной Петру I, как и существенная часть казаков, благородный выбор которых, к сожалению, для истории и для современников остался в тени измены Мазепы и горстки его последователей В результате идейные союзники и относительно надежные партнёры отправлялись не в Ростов, а прямиком в Сибирь, а то и на плаху. Гетманами же становились мазепы. Ну а Москва каждый раз совершенно по-детски удивлялась: как же так? Почему нас опять "кинули"? Так какие, простите, претензии к Украине и украинцам? Москва сама расчищала путь к гетманскому посту предателям. Мазепа — плод московской политики. Не нравятся плоды?
Поддержка Мазепой старшины вызывала недовольство крестьянства и запорожцев. Для укрепления авторитета он поддерживал церковных иерархов, выделял часть выжатых из народа средств на церковное строительство, а антигетманским выступлениям противопоставлял наёмные охотницкие полки. Северная война тяжким грузом легла на всё Российское государство, и властолюбивый Мазепа болезненно воспринимал понукания Москвы. Он знал, что в анархичной Речи Посполитой любой магнат даже в военное время отстаивал прежде всего собственные интересы. В децентрализованной шляхетской республике, при бессилии королевской власти и сейма, при «золотых свободах», когда любой магнат был деспотом в своих латифундиях, Мазепа мог надеяться стать одним из таких же «крулевят». Пётр I, Екатерина I, И. Мазепа среди придворных Ставку на независимость Гетманщины Мазепа никогда не делал. Он понимал, что при небольших экономических ресурсах, при неразвитом военно-промышленном потенциале и с территориальными казачьими полками соперничать с Османской империей, Российским царством или Шведским королевством Гетманщине невозможно. Обманувшись, как и все в Европе, военной славой шведского короля, Мазепа решил сменить русский вассалитет на польский при военном покровительстве абсолютистской, но далёкой Швеции, которая, как ему казалось, могла бы защитить его власть и накопленные сокровища. Мазепа знал о вековой борьбе украинцев против католической Польши, но будущая судьба казаков и простого люда под властью Короны Польской, которая в 1699 г. Возможность новых казачьих бунтов и повторение «руины» он игнорировал. Мазепа недальновидно пренебрёг и интересами части старшины, ориентировавшейся на православного государя, из рук которого можно будет получать все блага и привилегии. А для простого люда, возможно, был важнее единственный «во Вселенной» православный государь, чем местный гетман. Установка на совместную жизнь в православном государстве с великороссами стала определяющей для украинцев почти на два века 5. Ныне Мазепа возведён в ранг героя Украины потому, что был уникален — он в последний год жизни призвал казаков к походу на Москву вместе со шведами и возглавил «антимосковскую революцию». Амбициозность была его отличительной чертой. Внимательно следя за конъюнктурой и страстно желая пробиться наверх, он семь раз менял хозяев. В 1654 г. Около 1655 г. В тяжёлый 1660 г. Как и поляки, он считал в глубине души русских «варварами» и приобрёл стойкую неприязнь к ним 7. Метивший на высокие места в католическом государстве, Мазепа, возможно, и дальше служил бы ему, но будучи недавно принятым в состав польской шляхты, был выдавлен из неё спесью местной знати. В 1663 г. Мазепа принял участие в подготовке польского похода на Левобережную Украину и тогда же бросил королевскую службу. В 1666 г. Попав в плен к запорожцам, он чудом избежал смерти и с 1674 г. Самойловичу, поднявшему его до чина генерального есаула. Россия в то время стремилась закрепить за собой Левобережную Украину путём мирного соглашения с Речью Посполитой. Мазепа, вопреки идее «соборной Украины» Самойловича, поддержал «пропольскую» политику Москвы. В 1687 г. Так, благодаря смене очередного покровителя, 25 июля 1687 г. Мазепа стал обладателем вожделенной гетманской булавы и торжественно в шатровой церкви на р. Коломаке дал присягу и обещание «пред святым Евагелием Господу Богу… быти у их Царского Величества у их государских наследников в вечном подданстве верно и постоянно». Голицын, устроили приём Мазепе и нескольким сотням казаков, надеясь использовать украинскую поддержку против Нарышкиных 8. Однако Мазепа отрёкся от благодетелей и совершил кульбит к ногам 17-летнего Петра I. В октябре 1708 г. Нельзя не признать, что Мазепа, как тонкий психолог, обладал почти гипнотическим даром внушать свои мысли и чувства. Собственный политический опыт и ум он ставил выше, чем у всей старшины вместе взятой. Подражая «европейским стандартам», гетман освоил немецкий и итальянский язык, на латыни говорил не хуже иезуитов, выписывал французские и голландские газеты, собирал коллекцию оружия, картины и библиотеку. В батуринском замке, где устраивались щедрые застолья для старшин, которых он исподволь подстрекал к недовольству, гетман вывесил портрет Петра I 9. Когда Польша расползалась по швам, его ум не мог отрешиться от стереотипа польского доминирования на востоке. Гетман И. Мазепа «Ляхолюбец» не был ни народным пассионарием, ни «батьком» для казачества, как Семён Палий. Поднимать восстания, как Палий и Кондратий Булавин, он не мог, не хотел и не был способен. По твёрдости воли, мужеству, энергии и полководческому дару Мазепу нельзя поставить в ряд с европейскими героями, открыто бросавшими вызов угнетателям и, не жалея себя, боровшимися с ними — с русским князем Дмитрием Донским в 1378—1380 , чехом Яном Жижкой в 1419—1424 , албанцем Георгом Скандербегом в 1444—1468 , молдаванином Стефаном III Великим в 1457—1504 , венграми Яношем Хуньяди в 1439—1456 , Матьяшем Хуньяди-Корвиным в 1456—1490 , украинцем Богданом Хмельницким в 1648—1657 , Ференцем II Ракоци в 1703—1711. Поэтому он такое внимание уделял своим десяти наёмным полкам, а в личной охране вместо «природных казаков» держал московских стрельцов, драгун и калмыков. Хотя гетман и говорил в 1699 г. Героизма в нём не было ни капли. Понимая, что не обладает даром полководца, Мазепа никогда не рвался в бой и за ним не числилось ни одного подвига. Малодушие гетман скрывал за напускной суровостью. Просчёты Мазепы Слухи об измене Мазепы с 1707 г. Лещинский призвал Мазепу «скинуть чуждое ярмо и вернуться под опёку найяснейших польских королей», обещал «сыновьям одной нераздельной Отчизны» навечно сохранить все права и вольности и оповещал, что Карл XII через Литву пойдёт на Москву, а он, Лещинский, с татарской ордой на Киев, что казакам не надо опасаться шведов, которые не пойдут против них 11. Благодаря искусному лицедейству гетман умело нейтрализовал слухи об измене.
Как отомстил Петр I за предательство гетмана Мазепы
Уже при подсчёте пленных оказалось, что их вдвое больше, чем русских конников… 8 июля 2022, 01:00 История Что обещал Мазепа Карлу? Продовольствие, амуницию, оружие 40 пушек на складах Батурина и миллион украинских казаков. Что получил Карл от Мазепы? Несколько сотен казаков, которых завели в лагерь шведов обманом. Под Полтавой они сыграли важную, можно даже сказать — решающую роль — указали шведам, куда надо драпать. Продовольствие пришлось буквально выгрызать из населения. Оружие и амуницию получить не удалось, поскольку Меншиков стремительным рейдом захватил Батурин, склады сжег, а орудия отбуксировал в Глухов. Кстати, гетманскую столицу защищали только немецкие наёмники, в то время как казаки открыли ворота… Так что мы имеем в итоге?
Мы имеем сферический в вакууме пример польского вельможи, который всю жизнь оставался польским вельможей и отдал "жизнь за царя" точнее — за короля. При этом украинцы его не поддержали. Случай с Мазепой правильно было бы приводить как пример верности украинцев дружбе с Россией. Ну или как то, что украинцы всё же имперский народ, чьи лучшие представители видят себя в служении великой цели Мазепа просто на столетие опоздал — Речь Посполитая уже теряла статус империи. Инструкция по организации измены А посмотрим с другой стороны — из Москвы и Санкт-Петербурга. Увидим мы немногое, но оно тоже будет интересным. Допустим, в Москве могли не знать о том, что Мазепа был придворным у польского короля, и о его службе у Петра Дорошенко — далеко не самого лояльного к Москве гетмана что не помешало ему воеводствовать в Вятке и получить в вотчину село под Москвой.
Даже если и знали, составом преступления это не было, а польский период так даже в плюс пошел бы — европеец всё же. Гетманом Мазепа стал в 1687 году, когда фаворит царевны Софьи Василий Голицын свалил вину за провал крымского похода на Самойловича, которого сослали в Сибирь. Считается, что Мазепа произвёл впечатление на Голицына своей образованностью и европейским лоском. На самом деле всё было проще и подлее — Голицын сознательно навязал в гетманы правобережного шляхтича, не имевшего поддержки на Левобережье. Кто создал миф о гетмане Мазепе, как борце за независимость Украины300 лет назад при заключении Ништадского мира, окончившего Северную войну, Россия была провозглашена империей, что открыло целый огромный период в нашей истории. Кипучая воля Петра I, его соратников, колоссальное напряжение всех сил народа - все это привело в результате к созданию новой геополитической реальности. Кстати говоря, при Василии Голицыне, который был "смотрящим" над Украиной, гетманская администрация находилась под постоянным неусыпным контролем.
Любые сколько-нибудь значимые телодвижения надлежало согласовывать с ним лично. Объем переписки Мазепы с Голицыным был огромным. Для полноты контроля по Коломакским статьям договор, заключённый при избрании Мазепы гетманом была отменена система откупов, дававшая основные доходы гетманской казне.
Это могло стать причиной обиды и многолетних интриг со стороны Кочубея. Еще одной причиной, по которой Петр I не поверил в предательство Мазепы, было неудачное сватовство гетмана. Мазепа был вдовцом и считался завидным женихом, но он полюбил дочь Кочубея, брак с которой был невозможен. Это могло создать дополнительные мотивы для обиды и предательства.
Последние записи:.
Новая панщина сильно раздражала крестьянство». Среди другой части старшины не было желания присоединяться к Польше, ибо с приходом поляков возникала угроза лишиться имений, но она могла иметь единство взглядов против России и петровских реформ на Малороссии. Губернии России В 1687-1708 гг. Гетманская автономия в самодержавной России стояла как никогда высоко, причём Мазепа имел безоговорочную поддержку Москвы. Как «гаранту стабильности» на юге России, 14 июня 1708 г.
Высшие чины царства именовали его «сиятельнейшим и превосходительнейшим господином гетманом и кавалером, милостивым благодетелем». Начиная с Великого посольства Петра I , русская дипломатия стремилась охватить все страны Европы. Региональная гетманская программа в антипольском и антиосманском аспекте хорошо вписывалась в русскую. Идея «соборной Гетманщины» состояла в том, чтобы собрать воедино как можно больше земель на Правобережье Днепра, Запорожье и при возможности, русскую территорию, заселенную малороссами земли Белгородского разряда — «Слобожанщину» при максимальном расширении автономии в составе России. Войны России с Турцией и Крымским ханством приветствовались, как средство предотвращения угона рабов с пограничных южнорусских территорий. Совместные походы малороссийского и великороссийского войска в Причерноморье, на Азов и турецкие форты на нижнем Днепре не считались «бичом» для Гетманщины, как ныне пишет украинская историография. Самостоятельное завоевание причерноморских степей и выхода к Чёрному морю, распространение гетманской власти на западно-славянские земли Волынь, Галичину и др.
Балтийская политика Петра I, начатая в 1700 г. Никакого смысла для себя в пробивании «окна в Европу» малороссийские старшины не видели. Известно, что основная тягота войны против шведов легла на великорусские земли, из которых беспощадно собирались деньги, кровь и пот. Тяжким бременем были рекрутские наборы в армию и флот, где служба была крайне тяжёлой, в отличие от службы казаков в милиционных территориальных полках. На галерные корабли, где условия были схожи с каторжными, малороссийских казаков не посылали. И, несмотря на это, казачьи старшины воспринимали болезненно привлечение малороссисского казачества для обычной казацкой службы — набегов, конвоя на северном театре военных действий, называли это «московским ярмом». С 1687 г.
Под русским протекторатом за 21 год любимец Петра I, гетман Мазепа «благодаря щедрым дарам царя собрал около 20 тысяч имений и стал одним из самых богатых феодалов Европы». Значительная часть богатств была сосредоточена в гетманской резиденции — Батурине. В Севском уезде России ему принадлежало две волости тоже с несколькими тысячами крестьян. Доходы гетмана Мазепы превышали 200 тысяч рублей в год. Малороссийский «народ от сего Июды проклятого зело утеснённый всегда плакал, чего мы не ведали доселе» — сокрушался Пётр уже после измены гетмана. Ища поддержки у духовенства, часть выжатых из народа денег Мазепа тратил на строительство церквей и монастырей, наделял церковников вкладами и сёлами и собрал огромную личную казну. По твёрдости воли, мужеству, энергии и полководческому дару Мазепу нельзя поставить в ряд с европейскими героями, открыто бросавшими вызов угнетателям и не жалея себя, боровшихся с ними — русским князем Дмитрием Донским в 1378-1380 , чехом Яном Жижкой в 1419-1424 , албанцем Георгом Скандербегом в 1444-1468 , молдаванином Стефаном III Великим в 1457-1504 , венграми Яношем Хуньяди в1439-1456 , Матьяшем Хуньяди-Корвиным в 1456-1490 , Ференцем II Ракоци в 1703-11 и малороссом Богданом Хмельницким в 1648-57 гг.
Роль Мазепы в истории можно сопоставить лишь с господарем Валахии К. Брынковяну 1654-1714 , тоже скопившим значительные богатства и развернувшим культурное строительство. Иван Мазепа не считал Верность верхом добродетели. Внимательно следя за политической конъюнктурой и страстно желая пробиться наверх, он семь раз менял хозяев и неоднократно изменял «малороссийской идее». В 1654 г. Около 1655 г. Заметив его рвение, король за свой счёт послал его в Европу на три года «шлифовать образование».
В тяжёлый 1660 год русских поражений Мазепа приложил руку к переходу гетмана Юрия Хмельницкого на сторону ляхов. Как писал в своих мемуарах шляхтич Ян Хризостом Пасек 1636-1701 , Мазепа предал 1661 г. Юрия, обвинив в том, что он якобы пытался поднять литовское войско против польского короля. Насквозь пропитанный польской культурой Мазепа перенял идеи польской мегаломании «мании величия« и мессионизма — «Польша форпост католицизма против азиатской дичи», эти идеи широко распространялись с конца XVI века. Однажды в приёмной короля после издевательского приветствия Паском: «Челом, пан есаул! Оба схватились за сабли, их разняли. В 1663 г.
Мазепа принял участие в дипломатической подготовке польского похода на Левобережье Днепра. Мазепа бросил польскую королевскую службу и остался у Тетери. По-видимому, это случилось из-за его скандального адюльтера с женой магната пана Фальбовского и последовавшего после этого позора. В 1666 г. Мазепа перекинулся на службу восставшего против поляков гетмана Петра Дорошенко. При нём он возглавлял его личную охрану и получил чин войскового писаря. Вместе с Дорошенко Мазепа с 1669 г.
В 1674 г. Мазепа, сменив обличье, стал служить православному государю и Самойловичу, поднявшему его до чина генерального есаула. Вместе с Самойловичем Мазепа побуждал Москву воевать не против османов, а против поляков. Однако тогда это шло вразрез с политикой России, стремившейся закрепить за собой Левобережье Днепра путём мирного соглашения с Речью Посполитой. Самойлович же пытался объединить оба малороссийских берега Днепра и порицал русско-польский Вечный мир 1686 г. Такая позиция гетмана не устраивала царевну Софью и «канцлера» князя В. Мазепа, вопреки «малороссийской идее» Самойловича, поддержал их «пропольскую» политику.
Неудачу Крымского похода 1687 г. Благодаря В. Голицыну и смене очередного покровителя, 25 июля 1687 г. После присяги Мазепе были вручены гетманская булава, бунчук и царская хоругвь. В октябре 1708 г. Вместе с тем русский царь не был для Мазепы «заклятым врагом». Он не думал о «независимости» Малороссии вплоть до Карпат.
Главным для Мазепы было сохранение богатства, стремление властвовать вместе со старшинской верхушкой над крестьянством, как шляхта в Польше, с предпочтением остаться вне военных действий и под крылом победителя. Увидев плачевное состояние Шведской армии, гетман попытался в седьмой раз совершить измену и в обмен за прощение при условии гарантии европейских держав обещал Петру I захватить в плен шведского короля Карла XII и снова вернуться под протекторат России подробнее см. Нельзя не признать, что Мазепа, как мастер скрытных действий и тонкий психолог, обладал виртуозным, почти гипнотическим даром внушать свои идеи и чувства. Можно поражаться мастерству его лицедейства: при внутренней неприязни к великорусской культуре и русским, он стал почитаемым политиком в глазах Москвы и почти другом Петра I. Собственный политический опыт и ум он ставил выше, чем у всей казацкой старшины и московской верхушки вместе взятой. Он был мал, худ, с волосами завитыми на польский манер. Хотя ему в то время было более 60 лет, он сохранил много огня и честолюбия, подталкивающего к большим начинаниям.
В знак его гетманского достоинства перед ним носили серебряную булаву, а за ним бунчук из конского хвоста, как у турок». Подражая «европейским стандартам», гетман освоил немецкий и итальянский язык, порядочно говорил на латыни, выписывал французские и голландские газеты, собирал коллекцию оружия, картины и библиотеку. В отношении Москвы тактика Мазепы, состояла в том, чтобы не «дразнити москаля», но делать всё по-своему. С последним трудно согласиться — русское правительство как раз за его реальные промосковские действия щедро награждало гетмана и «за веру и верность» отметило в январе 1700 г. Андрея Первозванного. Союзник царя Петра — польский король Август II вручил в 1703 г. Контакты с поляками прикрывались пересылкой в Москву почти всей гетманской корреспонденции и даже выдачей подсылаемых к нему агентов.
На самом видном месте в батуринском замке, где устраивались щедрые застолья для старшин, которых он исподволь подстрекал к недовольству, гетман вывесил портрет Петра I. Реформировать малороссийское войско в регулярное он не мог, зная казачество, которое стремилось, подобно русским стрельцам, сохранить свою консервативную корпоративность. Мазепа был заинтересован в распространении слухов, что царь якобы собирается перевести казаков в солдаты и учить их строевой подготовке, чтобы «скорей народ привести до шатости и измены». Крестьянство и рядовое казачество не признавало «ляха» — гетмана своим. Прокопович в приватных и застольных разговорах открыто заявлял, что Гетманщине быть «под ляхами» или по доброй воле, или после завоевания. Его вирши о «вольности» пристёгивались не к национально-малороссийской, а к сословной шляхетской свободе. Мазепа не был ни ярким народным пассионарием, ни «батьком» для казачества, как Семён Палий.
Поднять восстание, как Палий и Кондратий Булавин, он не мог, не хотел и не был способен. Оценивая всех по своей мерке, он не доверял никому и говорил, что «никогда не имел уверенности в своей безопасности и всегда ждал удара, как вол обуха». Вся его жизнь прошла в страхе за должность, власть и богатство. Поэтому он такое внимание уделял своим десяти наёмным полкам, а в личной охране вместо «природных казаков» держал московских стрельцов, драгун и калмыков. Хотя гетман и говорил в 1699 г. В нём не было ни капли героизма. Понимая, что не обладает даром полководца, Мазепа никогда не рвался в бой и за ним не числилось ни одного подвига.
Малодушие гетман скрывал за напускной суровостью. Моральных ограничений гетман не знал. Сильная похотливость, перекрывала в нём христианскую нравственность. Как указывалось, за блуд с замужней пани Фальбовской он был опозорен её мужем в 1663 г. Издатели, публикующие через 300 лет любовные записки опытного ловеласа, считают их образцом якобы возвышенно-искреннего чувства. Вслед за шведским историком Енсеном можно повторить, что при своём вероломстве, хитрости и «ненасытном эгоизме эпохи Руины» он не был ни малороссийским державником, ни исторической личностью. Шведская сила выбила немало крупных фигур из Северного союза и нарушение верности малороссийским гетманом стояло в череде таких же перемен в Речи Посполитой, произошедших в 1706-1707 гг.
Под угрозой штыков к марионеточному королю Станиславу I Лещинскому откачнулись магнаты Любомирские, великий канцлер литовский Кароль Станислав Радзивилл, воевода русский Ян Станислав Яблоновский, литовский подканцлер Станислав Щука. После отречения Августа II на шведскую сторону перешел командовавший саксонцами генерал-лейтенант М. Генерал-майор Адам Шмигельский «польский Гектор» , уходя к шведам, пытался в качестве трофея захватить А. Меншикова, но вместо него пленил генерал-лейтенанта русской службы Г. Пфлюга тот позже сумел освободиться. Великий литовский гетман князь М. Вишневецкий, который знал о намерениях Мазепы, с января 1707 г.
Об этом в феврале 1707 г. Левенгаупта из Риги и одновременно уверял царя в своей верности. Русский резидент А. Дашков, несмотря на то, что слышал антироссийские высказывания в окружении великого литовского гетмана и, зная, что в Вильно появлялись шведские офицеры, слепо верил Вишневецкому и убеждал русское правительство, что тот никогда не отойдет от союзных отношений с Россией. Приняв русские деньги на литовское войско, Вишневецкий переметнулся к шведам, однако в мае 1708 г. Следствием были бунты и выступления против царской власти в Астрахани, Башкирии, на Дону и Гетманщине. В июне 1708 г.
Также, как позже и Мазепа, они провоцировали против царя Османскую империю, сообщая, чтобы султан не верил великому государю, потому что он многие земли за мирным состоянием разорил и готовит корабли и каторги и иные воинские суды и всякой воинской снаряд. Молва о предстоящей измене Мазепы с 1707 г. Лещинский призвал Мазепу «скинуть чуждое ярмо и вернуться под опеку найяснейших польских королей», обещал «сыновьям одной нераздельной Отчизны», навечно сохранить все права и вольности и осведомлял, что Карл XII через Литву пойдёт на Москву, а он, Лещинский с татарской ордой на Киев, что казакам можно не опасаться шведов, которые не готовятся идти против них. Из-за этого здесь везде большое беспокойство, так как хорошо известно, что [казаки] тут с некоторого времени очень потерпели в своих правах и таким образом легко примут такие предложения»? Об этом свидетельствуют два десятка доносов на него. Все изветы на гетмана русское правительство переправляло в его руки. В начале 1702 г.
Военный потенциал Гетманщины в 1708 г. Территория подвластная Мазепе была почти вдвое меньше той, на которую распространялась власть Богдана Хмельницкого к его смерти в 1657 г. Территориальные казачьи полки были национальными формированиями в составе вооружённых сил России. Их боеспособность была намного слабее, чем при Богдане Хмельницком, они стали «нестройными», и использовались в мелких стычках, для пикетов и почтовой службы, связи и охранения регулярных войск Русской армии. От него «ничего добра, разве худа есть, понеже, не имеючи определённого жалованья, только на грабёж и тот час домой уйдут». Ещё ниже оценивали боеспособность мазепинских казаков шведы. Когда шведы готовились выйти из Саксонии на восток, царь указывал, чтобы Мазепа готовил к обороне Успенскую Печерскую крепость и всю Гетманщину и собрал в Полоном и Белой Церкви провианта на 1-2 года.
Адлерфельд приписал к майским событиям. Мазепа обещал при содействии полка И. Мазепа обещал шведам провиант доставлять с Гетманщины и Белгородчины. Пересказывая соглашение, Адлерфельд писал, что шведское оружие везде возьмёт верх, так как русские не способны стоять против шведов, не будучи втрое сильнее. Царь уйдёт к северу от Москвы к Волге, где земля не так плодоносна и не может кормить многочисленную армию. Пётр или подчинится победителю, или распустит охваченное недовольством воинство, или сгинет от голода. Польской короне гетман Мазепа обещал во-первых, выполнить всё, чем обязался шведскому королю; во-вторых, по первому желанию польского короля идти со всем казацким войском в поход туда, куда тому будет нужно; в-третьих, привлечь белгородских и донских казаков, а также Аюку-хана с его калмыками, в-четвертых, вся Гетманщина, включая «герцогства» Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, снова перейдут в польское подданство и будут включены в состав Короны.
И перепуганное животное долго скакало с голым всадником под хохот зевак. После такого конфуза польский король вытурил Мазепу со своего двора куда подальше на все четыре стороны. В 1674 году Мазепа втерся в доверие к правобережному гетману Окраины Петру Дорошенко, женившись на дочери первого зама гетмана. В ту пору Россия и Польша поделили Окраину по Днепру. Правый берег был под протекцией Польши, Левый относился к России.
В то же время левый и правый гетманаты пытались переподчинить себе противоположный берег. И вели между собой вялотекущую войну. В свою очередь Петр Дорошенко правый пытался выйти из протектората Польши и обратился за помощью к крымскому хану и турецкому султану. И турки с крымчаками принудили Польшу отдать Правобережье под протекторат османов. В 1674 году Дорошенко отправил Мазепу к крымскому хану с подарками.
Среди подарков и несколько десятков левобережных казацких пленников. Но по пути Мазепа попал в засаду. Левобережные перебили всю охрану, но сам Мазепа остался жив, благодаря, скорее всего, своей изворотливости.