Очень интересная версия захоронения Александра Сергеевича.
Где похоронен Пушкин
Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина. Похороны Пушкина в Святогорском монастыре 6 18 февраля 1837 г. Тургенев: «Вчера отслужили мы первую панихиду по Пушкину в 8 час. Жена рвалась в своей комнате; она иногда в тихой, безмолвной, иногда в каком-то исступлении горести. Когда обмывали его, я рассмотрел рану его, по-видимому, ничтожную». Жуковский: «На другой день мы, друзья, положили Пушкина своими руками в гроб; на следующий день, к вечеру, перенесли его в Конюшенную церковь. И в эти оба дни та горница, где он лежал в гробе, была беспрестанно полна народом.
Конечно, более десяти тысяч человек приходило взглянуть на него: многие плакали; иные долго останавливались и как будто хотели всмотреться в лицо его; было что-то разительное в его неподвижности посреди этого движения и что-то умилительно-таинственное в той молитве, которая так тихо, так однообразно слышалась посреди этого шума. Соловьева, в статье «Судьба Пушкина», в пользу того утверждения, что Пушкин уже ничего не смог бы создать великого после дуэли, завершись она гибелью его противника, — в них есть много убедительного и справедливого, но и это становится отчасти второзначным перед выяснением причины свершившегося и смысла его а не того, что могло бы произойти, если бы все события развивались так, как нам того желалось. С философом нужно согласиться прежде всего в том, что не следует преувеличивать роковую роль «светской черни» в свершившемся, снимая вину с самого поэта — вину внутреннюю, сущностную. Понять же истинную вину кого бы то ни было нам нужно вовсе не для того, чтобы осудить его и оправдать кого-то иного — нельзя брать на себя роль Высшего Судии. Мы должны лишь извлечь из всего урок для себя, распознав в себе ту же греховность, что так ясно становится видна в столкновении характеров, наблюдать которые нам выпало. Вина имеет истоки преимущественно внутренние, мы же силимся найти виновных именно вовне, по вполне понятным причинам соблазняясь лермонтовским негодованием, увлекающем нас во власть темной злобы и мстительных вожделений. С недавних пор мы особенно упорно стремимся обнаружить во всех событиях действие могущественных закулисных сил, соединяя прошлое со злобою нынешнего дня. Урок, извлекаемый нами из трагедии Пушкина, становится для нас вполне однозначным: ищи во всем внешних врагов, не гони от себя ненависть к ним.
Враг рода человеческого, без сомнения, не преминет воспользоваться помощью своих служителей так что и впрямь забывать о них не след , но зачем же забываем мы: подчинить нас своей воле они смогут только через наши слабости. Вовсе не для того, чтобы тут же осудить Пушкина, должны мы уяснить себе, в чем он позволил темным силам взять над собою верх, — так мы лишь впадем в грех гордыни, не сумев добыть для себя никакой духовной пользы, ради которой и необходимо нам осознать истинный смысл происшедшего. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» Лк. Пушкину было дано с преизбытком. Поэтому небесполезно задуматься над мыслью Вл. Соловьева, непонятой и отвергнутой многими, ибо для большинства она оказалась неприемлемой эмоционально и непостижимою рассудком: «Пушкин убит не пулею Геккерна, а своим собственным выстрелом в Геккерна». Вернемся мыслью в тот зимний январский вечер, на берег Черной речки, где в снегу лежит раненый Пушкин. Мы не можем утверждать с непоколебимой уверенностью, что рана была безусловно смертельною, но нельзя отвергнуть того, что темная злая энергия переполняла в тот момент душу поэта.
Друзьям, которые бросились к нему в тревоге, он твердо сказал: «У меня хватит силы на выстрел». Дантес упал, ибо Пушкин был слишком опытным стрелком, ибо рука его была достаточно натренирована. Падение противника вызвало недобрую радость в душе поэта, радость убийства, — и это все усугубило. Но противник оказался лишь контужен. До сих пор мусолятся милые обывателям слухи о кольчуге, более трезвые рассуждают, что Дантеса спас случай. Нет ничего случайного, во всем Промысел Божий. Остановим мысленно то мгновение, когда выстрел уже сделан, но пуля еще вершит свой путь. Пушкин уже безусловно обречен.
Его ожидают дни тяжких страданий души. Его ждет тот миг, коего не избегнет никто, но к которому поэт находился уже ближе многих. Кем предстояло ему встретить тот миг — убийцею, злобно торжествовавшим свой мстительный триумф, или смиренным христианином, совершившим подвиг прощения убийце собственному? Да, скажут тут, что по дуэльным правилам Пушкин не был убийцей, ибо свершил все в честном поединке. Но ведь жалкие эти человеком выдуманные условности не для Божьего Суда, лишь для людского. Итак: именно в тот миг, когда пуля готова была настичь уже беззащитного противника, решалась судьба Пушкина — судьба в высшем понимании, а не в житейски обыденном. Житейски-то рассуждая, он уже был обречен, по Истине же — все было еще впереди. Бог СПАС Пушкина от тяжкого греха убийства, хотя жажда смерти противника, повторим еще раз, смертельно отравила раненого поэта.
Пушкину было даровано свыше право духовно примириться с врагом — принять или отвергнуть дар было уже исключительно в его воле. Если бы враг был мертв, нравственного права прощать свою жертву у стрелявшего не было бы. Сколь тягостны стали бы муки, сколь безысходны, сколь мрачна смерть... Он завещал то же как бы и всем нам. Он умер христианином, тягостные дни умирания завершились духовным просветлением. Я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда в его лице я не видел ничего подобного тому, что было в нем в эту первую минуту смерти. Это был не сон и не покой!
Назимов по каким-то причинам в докладе умолчал о находке. Были в его докладе и другие нестыковки. Например, при расчистке сводов склепа реставраторы не обнаружили никаких следов цемента, хотя В. Назимов утверждал, что при восстановлении свода заменил известковый раствор на цементный. Зато основной кирпичный свод был обложен небольшими каменными валунами так, что образовался второй ярус.
Но двойное укрепление не помогло — по всему своду шла огромная трещина, несколько кирпичей обвалились внутрь. Через них-то реставраторы и увидели гроб с прахом Пушкина. Подробное описание склепа дал советский пушкинист Семен Гейченко. Гроб из дубовых досок, скрепленных железными гвоздями, стоял с запада на восток. На боках сохранились медные ручки, а вот крышка сгнила и обрушилась внутрь.
В отдельных местах на полу склепа сохранились еловые ветви. Увиденного реставраторами 1902 года позумента найдено не было. Прах поэта сильно истлел. Неожиданное открытие последовало при осмотре сохранившегося лучше других частей гроба изголовья. Реставраторы обнаружили «нетленные пушкинские волосы».
Результаты реставрации 1953 года с фотографиями, фрагментом гроба и гвоздем из него были переданы в фонды Пушкинского музея.
Но если спросить сегодня прохожих, а знаете ли вы, где похоронен Александр Сергеевич, кто-то скажет, в Москве, кто-то — в Петербурге. Многие уже забыли, как умирал Пушкин, где и насколько необычно его хоронили. В канун дня памяти Пушкина наш специальный корреспондент Александр Егорцев отправился по последнему пути поэта: из Санкт-Петербурга в Псковскую область, в Святогорский монастырь — на могилу Пушкина.
Первоначально местом отпевания должен был стать петербургский Исаакиевский собор, но затем незадолго до начала богослужение было перенесено в придворную Конюшенную церковь. Несмотря на ограниченное число извещений о переносе отпевания, которое состоялось ночью, большое количество народа собралось на площади перед церковью, чтобы проститься с Пушкиным. После отпевания никого из собравшихся в храм не допустили, и затем людей принудили разойтись под предлогом проведения войскового смотра. Закрытый гроб с телом ещё три дня оставался в подвале церкви, и помещённый в засмолённый дубовый ящик груз 200 тайно вывезли в Святогорский монастырь, туда, где согласно воле покойного, его надлежало похоронить.
При погребении, состоявшемся спустя девять дней после кончины, не присутствовали ни семья, ни друзья Пушкина. Хоронили поэта его крепостные в присутствии двух девочек-подростков из соседнего с пушкинским поместья и чиновника, сопровождавшего гроб на пути из Санкт-Петербурга. Кладбища Санкт-Петербурга подробная информация Выделение места на кладбище Согласно законодательству РФ Резервирование места на кладбищах СПб и области В феврале промёрзшая земля была тверда как камень. Поэтому первоначально выкопали неглубокую могилу, в которой и был погребён ящик с гробом.
Эксгумация Пушкина в 1953 году: что советские ученые обнаружили при вскрытии могилы поэта
Но если найденные в могиле русского гения черепа и оказались подброшены членами масонской организации, то Пушкин вряд ли сам это им завещал. Исторический факт: во время прощания с поэтом Вяземский снял с руки и положил в гроб Пушкина белую масонскую перчатку. Код на памятнике рукотворный Обелиск на могиле Пушкина появился лишь в 1841 году. Изготовили стелу из белого мрамора на деньги вдовы Пушкина в петербургской мастерской Пермагорова. А вот автор рисунка могилы неизвестен до сих пор. Он нарисовал план квартиры поэта и изобразил Пушкина в гробу, — предполагает хранитель склепа Вера Герасимова. Нижняя его часть, свод, — единство неба и земли. Под ним урна — скорбь. Плащ на урне разделяет жизнь и смерть… Скрещенные факелы, опущенные к земле, — угасшая жизнь. Вифлеемская шестиконечная звезда — память о божественном даре поэта. Лавровый венец — победа гения.
Как видите, в лепнине использованы весьма поэтические символы. Только поэтические ли? Не зря масоны, к которым принадлежал и Жуковский, всюду отмечались каббалистическими знаками, понятными лишь посвященным. В эзотерических книгах черным по белому перечислены символы, которые использованы и на пушкинском надгробии. О том, что на могиле Пушкина изображена масонская урна, свидетельствует накинутый на нее наш ритуальный плащ, — говорит Зелот. Это предназначение человека. По краю свода помещены ровно десять Cоломоновых звезд — полный жизненный путь поэта. Лавровый венок — благотворение. Веревочная петля, которая завязана на обоих венках, — чисто масонский знак союза. А факелы в этой петле как на обелиске — целый комплекс, прописанный чернокнижниками.
Он означает борьбу нашего братства против врагов и месть за репрессии против масонов. Конечно, символы можно трактовать как угодно.
Даже Жуковский вспоминает события той ночи с каким-то странным ощущением. Он говорил, что место отпевания резко сменили, ночью перенесли тело в церковь. При этом само событие было покрыто тайной. Перенос проходил без факелов и проводников. В момент выноса тела присутствовало не более 10 близких друзей, которых по сути проводили до церкви под стражей. Интересным оказалось и поведение друга поэта, Тургенева. Он был приглашен на место захоронения Пушкина, но до этого присутствовал и при отпевании. Он описывал 31 января с самого утра и до полночи, когда явились жандармы.
Уже к часу ночи отпевание началось в церкви, а после все тихо разошлись по домам. Но интересно даже не это, а то, что в день отпевания Тургенев вел себя как-то слишком обычно. Это должен был быть трагический день для всех друзей Пушкина, но почему-то Тургенев проводил его в гостях у всех, кого только мог посетить: Блудова, Сербиновича, Карамзиной, Мещерского. Возможно, таким образом Тургенев просто пытался не думать о трагедии, а, как мог, только отвлекал себя. Но Адмирал Чичагов как-то отметил, что у Александра Ивановича была «потребность рыскать», вот он, видимо, и рыскал весь день, отвлекаясь то на панихиду, то на вынос тела. Выбор сопровождающего Очень странным оказался и выбор Тургенева в качестве сопровождающего к могиле Пушкина. Жена поэта просила на эту роль Данзаса, другие же предполагали, что это будет близкий друг Жуковский. Предполагается, что государство пыталось найти такого человека, который был бы на тот момент известным, но зависящим от власти. Если ночью при переезде в Псков возникли бы какие-то проблемы, о них никто не должен был узнать. Таким образом, на эту роль отлично подошел Александр Иванович Тургенев, «лений, вялый и довольно легкомысленный», по словам Чичагова.
Готовность Стоит вернуться в Конюшенную церковь. Есть сведения о том, что тело поэта было перенесено в подвал. Исследователи же позже узнали, что гроб стоит при входе в церковь, в специальной комнате. Утром доступ к гробу был прекращен. В этот же день граф Строганов просит разрешение на погребение тела поэта в Святогорском монастыре. Уже через короткое время он получает формальное согласие на свою просьбу от министра внутренних дел Блудова. Но на самом деле последний не решал этот вопрос. На деле необходимо было получить разрешение непосредственно у императора, да и делалось это не за один день. Соответственно, есть предположение, что император уже подготовил это разрешение заранее, зная, что с такой просьбой к нему обратятся друзья Александра Сергеевича. Странные совпадения Странным совпадением оказалось проведение смотра войск петербургского гарнизона в этот же день.
Смотр вызывал и страх, и недоумение у жителей города. Войсковые обозы блокировали доступ на улицу, где была церковь. Соответственно, сюда доступ гражданским лицам был закрыт. Такое удивительное событие наталкивает на предположение, что в день смотра войск тело Пушкина было изъято и похоронено на петербургском кладбище. Вместо поэта в Псков уехал труп неизвестного. Гроб заколотили и поставили в дубовый ящик, который также заколотили и просмолили. Отправление Где находится могила Пушкина, знают сейчас лишь потому, что есть сведения с событий 3 февраля. В тот день было готово все для того, чтобы перевозить тело поэта в Псков. Жуковский вспоминал, что панихиду пели уже над закрытым ящиком, а после его водрузили на сани и отправились в Святогорский монастырь. Вместе с гробом в Псков отправился и камергер Третьего отделения Яхонтов.
У него был приказ для губернатора, в котором он просил ограничить особенное изъявление. Также он упомянул, что отпевание уже состоялось, а значит вскрывать гроб не нужно. Уже 6 февраля, в 6 часов утра, ящик опустили в могилу Пушкина в Святогорском монастыре. При этом сам гроб решили не вытаскивать. Сомнения Интересно, что близкие родственники почти никогда не приезжали сюда. Один раз здесь была замечена жена Пушкина, которая немного постояла у могилы и ушла. Кирпичный склеп — это не дело рук его друзей или родственников. Над ним поработала соседка поэта. Позже несколько популярных деятелей выражали сомнения касательно места захоронения Александра Сергеевича. Фаресов рассказывал, что по сути нет свидетелей, кто мог бы рассказать, что же в действительности заключалось в ящике.
Нереализованные возможности В Святогорском Успенском монастыре в Пушкинских горах было несколько возможностей проверить, действительно ли в гробу останки поэта. В 1841 году устанавливали памятник. Уже через полвека здесь проводили реставрационные работы, во время которых осела земля и обнажился гроб. Кстати, именно в 1902 году стало известно, что ящика под землей уже нет, а гроб хорошо сохранился. Об этом писал барон Розен и журналист Фролов. Еще через полвека проходили капитальные работы по укреплению памятника на могиле Пушкина. Это событие стало сенсационным. В 1953 году в могиле были найдены два черепа неизвестных пожилых людей, которые были разного возраста с Александром Сергеевичем. Появилась версия, что это масонский ритуал «мертвая голова». А о том, что Пушкин был масоном, есть немало слухов.
Пока что действительно сложно доказать, реальное ли тело поэта находится в Пушкинских горах, в Святогорском Свято-Успенском монастыре. Как видите, отпевание и захоронение действительно было покрыто тайной, как в целом и смерть поэта. Есть некоторые исследователи, которые считают, что Пушкин вовсе не погиб, а переехал в другую страну, где прожил до самой старости. Где похоронен Пушкин Александр Сергеевич?
Так что наверняка юный Саша имел возможность иногда видеть ее мельком, что только добавляло юношеской влюбленности. А влюблены в Елизавету Алексеевну были многие его однокашники. Есть даже некая версия, что Пушкин вместе с Дельвигом и Кюхельбекерм однажды подглядел, как императрица купается ночью в Царскосельском парке. У Пушкина это юношеское увлечение превратилась в стойкую любовь, которую он сохранил на всю жизнь. Елизавете были посвящены многие стихотворения поэта.
Где же покоится прах любимца Муз?
Ответ на этот вопрос интересует многих почитателей таланта Пушкина. Давайте разберемся, где именно похоронен автор "Евгения Онегина". Обстоятельства смерти Пушкина 27 января 1837 года на Черной речке в Санкт-Петербурге состоялась роковая дуэль, в результате которой Александр Сергеевич Пушкин получил тяжелое ранение в живот. Причиной поединка послужили слухи о связи жены поэта Натальи Николаевны с французским офицером Жоржем Дантесом. Погиб поэт! После дуэли Александра Сергеевича отвезли в свой дом на набережной Мойки. Два дня врачи боролись за его жизнь, но 29 января 1837 года в 14 часов 45 минут Пушкин скончался. Подготовка к похоронам После кончины Александра Сергеевича в Петербурге состоялось отпевание, которое проводил протоиерей Григорий Демьянович Стефановский в Конюшенной церкви. Место захоронения Пушкина Святогорский монастырь, в котором похоронен великий русский поэт, расположен в Псковской области недалеко от родового имения Пушкиных - Михайловского. История этой обители тесно связана с предками Александра Сергеевича.
Его прадед Абрам Ганнибал и дед Осип Абрамович жертвовали немалые суммы на строительство и благоустройство монастыря. В благодарность настоятели разрешали хоронить членов этого рода на территории обители. Здесь упокоены бабушка и дедушка поэта, его мать, а также брат, умерший в детстве. Когда в 1836 году похоронили мать Пушкина, он и приобрел участок земли для собственного захоронения. Могила Александра Сергеевича Пушкина находится у восточной стены Успенского собора Святогорского монастыря - главного храма этой обители. Первоначальный вид могилы и памятники Сразу после захоронения в 1837 году на месте упокоения праха поэта был установлен деревянный крест с высеченным именем "Пушкин".
Александр Сергеевич Пушкин
В православии она трактуется как символ ветхозаветных времён и на могиле может символизировать божественный дар, полученный поэтом, тогда как в масонстве этот знак носит название тетраграммы и печати Соломона. Он означает мистическое предназначение человека. Десять таких символов на своде арки — жизненный путь того, кто здесь погребён. И ещё две эмблемы «вольных каменщиков» мы видим на могиле Пушкина: лавровый венок — благотворение, верёвочная петля — символ тайного союза. Великий поэт и "вольные каменщики" Какое, казалось бы, отношение к масонам имел Александр Сергеевич? Оказывается, самое прямое. Находясь в 1829 году в кишинёвской ссылке, он вступил в местную ложу, называвшуюся «Овидий», о чём писал своему другу Жуковскому, также члену союза «вольных каменщиков». Очень возможно, что те символы, о которых шла речь выше, связаны с этим и несут в себе некую закодированную информацию. Однако главная загадка, которую хранит в себе могила Пушкина, взволновала исследователей и всех, кому близко имя поэта, в 1953 году, во время реставрационных работ, проводившихся на месте его захоронения.
Таинственная находка Дело в том, что вся Псковская область в период Великой Отечественной войны оказалась в зоне оккупации, и в 1944 году при отступлении немцы пытались взорвать многие исторические памятники, расположенные на её территории. К счастью, сделать этого им не удалось, но всё же могила Пушкина в Святогорском монастыре была повреждена, и требовалась её реставрация. В первые послевоенные годы осуществить её не было возможности, и только в 1953 году начались работы. Вначале не планировалось вскрытие могилы Пушкина, предполагалось лишь восстановление внешнего облика некрополя. Но когда приступили к демонтажу покосившейся от удара взрывной волны стелы, то оказалось, что грунт, на котором она находилась, просел и видны уходящие вглубь трещины. Было ясно, что повреждён и требует замены цоколь, возведённый над склепом во время последних реставрационных работ, проводившихся в 1902 году. Приступили к разборке надгробия. Когда был демонтирован достаточно большой его участок, то взорам присутствующих открылась картина, повергшая всех в изумление: кроме останков поэта в могиле находились ещё два черепа.
Как показала последующая экспертиза, они принадлежали мужчине и женщине пожилого возраста. Гипотеза о том, когда попали в могилу посторонние черепа Как они могли оказаться внутри склепа? Версия вандализма была отброшена в самом начале, так как состояние могилы свидетельствовало о том, что она не вскрывалась на протяжении долгих лет. По этой же причине было ясно, что немцы, хозяйничавшие здесь в годы войны, к этой находке не имеют отношения. Тайна могилы Пушкина требовала своей разгадки. Для более детального рассмотрения вопроса подняли документы, связанные с упоминавшимися уже работами 1902 года. Оказалось, что в актах того времени, составленных при укреплении могильного холма, нет никаких упоминаний о посторонних черепах. Следовательно, до 1902 года их там не было.
Как величайший меценат Святогорского монастыря своего времени, он получил право быть похороненным на территории монастыря. Он построил фамильную усыпальницу на участке земли, который купил у монастыря. В более поздние времена здесь были похоронены многие его родственники: Жена и бабушка Осипа Мария Алексеевна, его мать Надежда Осиповна и отец Сергей Львович, а также брат Платон, умерший в младенчестве. В молодости Пушкин никогда не бывал в этих краях, и в имении своей семьи он побывал лишь в 1817 г. По его собственным словам, в то время он был «очарован деревенской жизнью, русскими банями, земляникой и т. Всего он останавливался в имении матери всего четыре раза в жизни, и только один раз — во время Михайловской ссылки в 1824-1826 гг.
Михайловская поляна была плодотворным временем для Пушкина. Работая над «Борисом Годуновым», Александр Сергеевич часто посещал Святогорский монастырь, где проводил много времени в архивах, изучая старые летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму как можно более достоверной. Пушкина часто видели на знаменитых монастырских праздниках, которые регулярно проводились возле Святогорского монастыря, и через некоторое время он стал близким другом настоятеля монастыря, отца Ионы. Святогорский монастырь не был забыт Пушкиным и после его изгнания. Последний раз он посетил Святые горы в 1836 году, похоронив в семейном склепе свою мать Надежду Осиповну. Тогда же Александр Сергеевич, следуя непонятному порыву, внес в монастырскую казну авансом сумму денег на его похороны — к сожалению, воспользоваться ею удалось только через год.
Как хоронили Александра Сергеевича Пушкина После печально известной дуэли с Данте Александр Сергеевич прожил всего два дня и отдал Богу душу 29 января по старому стилю , то есть 10 февраля по современному календарю. Пока он приводил в порядок свои дела, он попросил Николая I позаботиться о его семье — в последние годы семья Пушкиных переживала трудные времена и испытывала значительные финансовые трудности. Император сдержал свое обещание: Он добился списания семейных долгов, назначил солидное пособие Наталье Николаевне и ее детям и принял своих сыновей в дом знаменитого пажа. Однако в его глазах поэт и после смерти оставался «опасным лидером вольнодумцев». Похороны и погребение великого поэта должны были пройти тихо и тайно, чтобы не стать причиной народных волнений и выступлений против государства. Даже отпевание было организовано в тайне — сначала оно было назначено в Исаакиевском соборе, затем тело перенесли в церковь Искупителя на Конюшенной.
Незадолго до церемонии его ближайшим друзьям и придворной знати было разослано ограниченное количество приглашений, чтобы сообщить им об изменении места проведения церемонии. Только с этими приглашениями можно было войти в церковь, где должно было состояться отпевание.
Всего в материнском имении он за свою жизнь бывал всего 4 раза и задержался в нем только однажды — в годы михайловской ссылки 1824-1826гг. Михайловская пора была плодотворным периодом для Пушкина. Работая над «Борисом Годуновым», Александр Сергеевич нередко посещал Святогорский монастырь, где много времени проводил в архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной. Он посещал знаменитые монастырские ярмарки, наблюдая за жизнью обывателей и слушая их речь, а также тесно сдружился с настоятелем обители, игуменом Ионой. Даже после окончания ссылки он не раз приезжал в Свято-Успенский монастырь. В последний раз он побывал на Святых горах в 1836 году, предав земле на территории фамильной усыпальницы свою мать, Надежду Осиповну. Тогда же он заплатил и за собственное погребение, которому было суждено состояться всего годом позднее. Похороны Пушкина Пушкин скончался 29 января 10 февраля по новому стилю , через два дня после его печально известной дуэли с кавалергардом Жоржем Дантесом.
Приводя в порядок свои дела, он обратился к Николаю I с просьбой позаботиться о его семье — в последние годы Пушкины переживали не лучшие времена и испытывали немалые финансовые трудности. Свое обещание император исполнил сполна: он позаботился о списании семейных долгов, распорядился выделить Наталье Николаевне и их детям внушительное денежное пособие, а также зачислить его сыновей в престижный Пажеский корпус. Однако в его глазах даже после смерти поэт оставался «опасным вождем вольнодумцев». Опасаясь волнений и беспорядков, Николай I повелел провести прощание и церемонию погребения в обстановке секретности и с соблюдением всех мер предосторожности. Отпевание назначили в Исаакиевском соборе, однако глубокой ночью тело поэта перенесли в Спасо-Конюшенную церковь. Незадолго до начала церемонии его ближайшим друзьям и придворной знати было разослано ограниченное число пригласительный писем, которые уведомляли их об изменении места проведения церемонии. Эти приглашения были также и пропуском, по которому полиция пропускала участников в храм. Утром пришедших проститься с Пушкиным встретили закрытые двери, но несмотря на все попытки скрыть место организации отпевания властям не удалось: вскоре на Конюшенной площади собрался едва ли не весь Петербург. Однако проститься с поэтом народу не дали. После отпевания гроб с телом поэта спустили в заупокойный подвал церкви Спаса, где он пролежал еще три дня.
В ночь с 3 на 4 февраля небольшой траурный кортеж тайно вывез его из Москвы, направившись в сторону Святогорского монастыря.
Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот - Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь. Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота по названию утраченной Никольской церкви ведут со Святого на черный торговый двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом поэта в ночь перед погребением.
8 главных фактов о Пушкине, которые важно знать в день рождения поэта 6 июня 2022
Я стоял вместе с графом Виельгорским у постели его, в головах. Сбоку стоял Тургенев. Но мысли его были светлы. Изредка только полудремное забытье их отуманивало. Спасский: «Минут за пять до смерти Пушкин просил поворотить его на правый бок.
Даль, Данзас и я исполнили его волю: слегка поворотили его и подложили к спине подушку. Не прошло нескольких мгновений, как Пушкин сказал; — Теснит дыхание. То были последние его слова. Оставаясь в том же положении на правом боку, он тихо стал кончаться, и — вдруг его не стало.
Даль: «Друзья, ближние молча окружили изголовье отходящего; я, по просьбе его, взял его подмышки и приподнял повыше. Всеместное спокойствие разлилось по всему телу; руки остыли по самые плечи, пальцы на ногах, ступни и колени также; отрывистое, частое дыхание изменялось более и более в медленное, тихое, протяжное; еще один слабый заметный вздох — и пропасть, необъятная, неизмеримая разделила живых от мертвого. Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его. Жуковский: «Тяжело дышать, давит!
В ту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением.
Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: «Что он? Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей.
Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею.
Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?
Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли.
Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина. Похороны Пушкина в Святогорском монастыре 6 18 февраля 1837 г.
Тургенев: «Вчера отслужили мы первую панихиду по Пушкину в 8 час. Жена рвалась в своей комнате; она иногда в тихой, безмолвной, иногда в каком-то исступлении горести. Когда обмывали его, я рассмотрел рану его, по-видимому, ничтожную». Жуковский: «На другой день мы, друзья, положили Пушкина своими руками в гроб; на следующий день, к вечеру, перенесли его в Конюшенную церковь.
И в эти оба дни та горница, где он лежал в гробе, была беспрестанно полна народом. Конечно, более десяти тысяч человек приходило взглянуть на него: многие плакали; иные долго останавливались и как будто хотели всмотреться в лицо его; было что-то разительное в его неподвижности посреди этого движения и что-то умилительно-таинственное в той молитве, которая так тихо, так однообразно слышалась посреди этого шума. Соловьева, в статье «Судьба Пушкина», в пользу того утверждения, что Пушкин уже ничего не смог бы создать великого после дуэли, завершись она гибелью его противника, — в них есть много убедительного и справедливого, но и это становится отчасти второзначным перед выяснением причины свершившегося и смысла его а не того, что могло бы произойти, если бы все события развивались так, как нам того желалось. С философом нужно согласиться прежде всего в том, что не следует преувеличивать роковую роль «светской черни» в свершившемся, снимая вину с самого поэта — вину внутреннюю, сущностную.
Понять же истинную вину кого бы то ни было нам нужно вовсе не для того, чтобы осудить его и оправдать кого-то иного — нельзя брать на себя роль Высшего Судии. Мы должны лишь извлечь из всего урок для себя, распознав в себе ту же греховность, что так ясно становится видна в столкновении характеров, наблюдать которые нам выпало. Вина имеет истоки преимущественно внутренние, мы же силимся найти виновных именно вовне, по вполне понятным причинам соблазняясь лермонтовским негодованием, увлекающем нас во власть темной злобы и мстительных вожделений. С недавних пор мы особенно упорно стремимся обнаружить во всех событиях действие могущественных закулисных сил, соединяя прошлое со злобою нынешнего дня.
Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях, приходили поклониться праху любимого народного поэта. Нельзя было без умиления смотреть на эти плебейские почести, тогда как в наших позолоченных салонах и раздушенных будуарах едва ли кто-нибудь и сожалел о краткости его блестящего поприща. В эти оба дни та горница, где он лежал в гробе, была беспрестанно полна народом. Конечно, более десяти тысяч человек приходило взглянуть на него: многие плакали; иные долго останавливались и как будто хотели всмотреться в лицо его;..
Публику уже не пускали. Бенкендорфу Твёрдость духа, многострадальное терпение, живейшее чувство заботливости о ближних ни на минуту не ослабевали в предсмертные часы, столь торжественные, столь важные в жизни человека. С благоговением совершив последние обязанности христианина, умирающий с трогательною, живою любовию прощался с супругою, с детьми, с ближними и друзьями; несколько раз пред кончиною говорил о преданности и благодарности своей к монарху; жалел не о жизни, а о трудах, им начатых и не конченных, о том, что не может более посвятить дней своих славе царствования государя, ему благодетельствовавшего, и славе отечества.
В 1936 году корреспондент газеты «Крестьянская правда» сообщал, что место дуэли Пушкина превратилось в «культурно устроенную площадку с зелеными насаждениями, цветочными клумбами, красивыми дорожками». Памятник — усеченная колонна, работы архитектора Е. Катонина, установленный в 1932 г. Проект памятника на месте дуэли А. Место дуэли Пушкина. Последний день памятника.
Лапиров работал под руководством Е. По этому проекту у Черной речки был воздвигнут высокий гранитный обелиск, увенчанный овальным бронзовым медальоном с профильным портретом Пушкина работы М. Специалист по изучению памятников Пушкину А. Гдалин в 2001 году утверждал, что «сведений о других участниках этого конкурса разыскать пока не удалось». Пушкин с утра идут приготовления к открытию памятника—обелиска. К 11 утра на пьедестале обелиска закончена вырезка надписи... Утром с обелиска были сняты леса и надет чехол. Ступени обелиска и площадка вокруг него очищаются от снега. Открытие намечено на 3 часа дня.
В 12 часов к историческому месту явилась экскурсия детей 13-го детского сада». Митинг в честь открытия обелиска на месте дуэли А. Во время Великой Отечественной войны обелиск был поврежден осколками снарядов и отреставрирован в 1949 году гранитчиками завода «Монументскульптура». В последующие годы реставрационные работы проводились по мере необходимости. В 1963 году оформление мемориального комплекса завершилось установкой двух гранитных стел, возведенных по проекту архитектора А. Лапирова перед обелиском. На одной из них помещена надпись: «Здесь на Черной речке 27 января 8 февраля 1837 года великий русский поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли». На другой начертаны строки М. Лермонтова: Погиб поэт!
Барельеф работы М. Место дуэли Пушкина на Черной речке. Пушкина поступила металлическая шкатулка, внутри которой заключена земля, взятая на месте дуэли Пушкина — в бывшей Коломяжской роще близ Черной речки. Даритель шкатулки — П. Юрьевич — рассказал, что земля была взята на глубине 70 см, где в 1837 году, по его расчетам, находился верхний земельный слой. Шкатулка выполнена из алюминия и с любовью украшена плакетками с изображением А. Пушкина, С. Есенина, А.
Реставрационной командой руководил инженер М.
Для консультаций вызвали археолога П. Все работы проводились вручную, чтобы не повредить надгробие и склеп. Когда на второй день аккуратно убрали памятник, под ним обнаружили две плиты. Под плитами ученые неожиданно нашли каменную квадратную камеру с небольшим смотровым окном. А в ней — два черепа и кости скелетов пожилых людей. Как они оказались над могилой поэта, зачем были туда помещены, да еще и в отдельной камере? Если вспомнить о масонской принадлежности Пушкина, то черепа могли поместить в качестве символического атрибута, означающего презрение к смерти и горесть о пропавшей истине. Но кто и когда это сделал, неизвестно. Не исключено, что постройка специальной камеры и дополнительные захоронения были выполнены при реставрации 1902 года.
Либо ранее, но тогда псковский архитектор В. Назимов по каким-то причинам в докладе умолчал о находке. Были в его докладе и другие нестыковки. Например, при расчистке сводов склепа реставраторы не обнаружили никаких следов цемента, хотя В. Назимов утверждал, что при восстановлении свода заменил известковый раствор на цементный. Зато основной кирпичный свод был обложен небольшими каменными валунами так, что образовался второй ярус. Но двойное укрепление не помогло — по всему своду шла огромная трещина, несколько кирпичей обвалились внутрь.
Пушкин, Александр Сергеевич
Представители Пушкинского Дома и известные архитекторы, входившие в состав жюри конкурса, пришли к следующему заключению: «При всех несомненных художественных достоинствах представленные проекты не выражают идеи, характеризующей повод постановки памятника, поэтому для осуществления в натуре ни один из них нельзя признать подходящим». В результате в январе 1926 года был проведен второй, более расширенный конкурс, на котором рассматривались двадцать проектов. Победителем была признана работа художника-архитектора В. Романова, но ни этот, ни другие проекты так и не были осуществлены. Проект памятника А. Бровце о в. Катонина в виде усеченной сверху колонны, пересеченной рустом.
В 1936 году корреспондент газеты «Крестьянская правда» сообщал, что место дуэли Пушкина превратилось в «культурно устроенную площадку с зелеными насаждениями, цветочными клумбами, красивыми дорожками». Памятник — усеченная колонна, работы архитектора Е. Катонина, установленный в 1932 г. Проект памятника на месте дуэли А. Место дуэли Пушкина. Последний день памятника.
Лапиров работал под руководством Е. По этому проекту у Черной речки был воздвигнут высокий гранитный обелиск, увенчанный овальным бронзовым медальоном с профильным портретом Пушкина работы М. Специалист по изучению памятников Пушкину А. Гдалин в 2001 году утверждал, что «сведений о других участниках этого конкурса разыскать пока не удалось». Пушкин с утра идут приготовления к открытию памятника—обелиска. К 11 утра на пьедестале обелиска закончена вырезка надписи...
Утром с обелиска были сняты леса и надет чехол. Ступени обелиска и площадка вокруг него очищаются от снега. Открытие намечено на 3 часа дня. В 12 часов к историческому месту явилась экскурсия детей 13-го детского сада». Митинг в честь открытия обелиска на месте дуэли А. Во время Великой Отечественной войны обелиск был поврежден осколками снарядов и отреставрирован в 1949 году гранитчиками завода «Монументскульптура».
В последующие годы реставрационные работы проводились по мере необходимости. В 1963 году оформление мемориального комплекса завершилось установкой двух гранитных стел, возведенных по проекту архитектора А. Лапирова перед обелиском. На одной из них помещена надпись: «Здесь на Черной речке 27 января 8 февраля 1837 года великий русский поэт Пушкин был смертельно ранен на дуэли». На другой начертаны строки М. Лермонтова: Погиб поэт!
Барельеф работы М.
Интересные факты о захоронении C момента погребения Александра Сергеевича ходят слухи о подмене его тела. Говорили, что власти якобы тайно перевезли останки Пушкина в другое место. Однако достоверных фактов, подтверждающих эту версию, не существует. Любопытный эпизод о "подлинном захоронении" приводит в своей повести "Заповедник" писатель Сергей Довлатов.
Он рассказывает о мошеннике-экскурсоводе Потоцком, который за деньги обещал показать туристам "настоящую могилу Пушкина". Во время Великой Отечественной войны немцы заминировали Святогорский монастырь вместе с могилой поэта. При разминировании погибли несколько советских саперов, спасавших от взрыва усыпальницу великого русского гения. А в ходе реставрации памятника в 1953 году под плитой на могиле Пушкина были обнаружены два черепа. Предположительно, они оказались там в результате тайного масонского обряда "Мертвая голова", участником которого мог быть и сам поэт.
Причины выбора места захоронения Почему же Александр Сергеевич Пушкин выбрал для своего упокоения именно Святогорский монастырь, а не, к примеру, Тихвинское или Александро-Невское кладбище в Санкт-Петербурге? Во-первых, здесь похоронена его мать, с которой у поэта были особенно теплые отношения. Он хотел упокоиться рядом с ней на одной земле. Во-вторых, Псковщина была его малой родиной, местом, где прошло его детство, юность и куда он любил возвращаться. Здешние пейзажи вдохновляли Пушкина на создание самых известных произведений.
Михайловское, родина няни Арины Родионовны, псковские леса и озера — все это навсегда вошло в биографию и творчество великого русского поэта. Наконец, Александр Сергеевич терпеть не мог петербургские кладбища и именовал их пренебрежительно «болотами». А вот атмосфера Святогорского монастыря ему очень нравилась.
Но если спросить сегодня прохожих, а знаете ли вы, где похоронен Александр Сергеевич, кто-то скажет, в Москве, кто-то — в Петербурге. Многие уже забыли, как умирал Пушкин, где и насколько необычно его хоронили. В канун дня памяти Пушкина наш специальный корреспондент Александр Егорцев отправился по последнему пути поэта: из Санкт-Петербурга в Псковскую область, в Святогорский монастырь — на могилу Пушкина.
Святогорский монастырь — место будущего погребения Александра Сергеевича Монастырь, позже названный Святогорским, был основан в 1569 году по приказу Ивана Грозного недалеко от русско-польской границы у Синичьей черты, ныне Пушкинские горы. Выбор места был не случаен: помимо стратегического расположения, позволявшего использовать его в качестве пограничного поста, согласно Псковской летописи, чудесное явление икон Богородицы пастуху Тимофею произошло три года назад у деревни Воронич. Более поздние русские правители также благоволили монастырю: Михаил Романов, например, подарил ему богато украшенное Евангелие и неоднократно жаловал деньгами. Среди всех других монастырей России Святогорский монастырь за столетие своего существования стал одним из самых благочестивых, богатых и развитых. В конце шестнадцатого века была основана слобода, которая превратилась в большое поселение, известное как Святые горы: Здесь регулярно проводились крупные фестивали, привлекавшие множество торговцев и людей, а религиозные праздники и святыни ежегодно привлекали тысячи паломников. Хотя монастырь оставался важным центром общественной и религиозной жизни вплоть до своего закрытия в советское время, он потерял стратегическое значение, когда границы Российской империи сместились в сторону Балтийского моря. Большая часть земель и зданий монастыря была конфискована воеводским указом царицы Екатерины II в 1764 году. Место Святогорского монастыря в жизни Александра Сергеевича За много лет до рождения Александра Сергеевича Святогорский монастырь был связан с семьей Пушкиных. По указу императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году часть дворцовых земель, составлявших Михайловскую бухту Воронецкого уезда, перешла в собственность Авраама Аннибала, прадеда поэта, «негра Петра Великого». После его смерти эти земли были разделены между тремя его сыновьями. Территория будущего имения Михайловское перешла к Осипу Абрамовичу, который построил усадьбу, основал виллу и разбил вокруг нее живописный парк. Как величайший меценат Святогорского монастыря своего времени, он получил право быть похороненным на территории монастыря. Он построил фамильную усыпальницу на участке земли, который купил у монастыря. В более поздние времена здесь были похоронены многие его родственники: Жена и бабушка Осипа Мария Алексеевна, его мать Надежда Осиповна и отец Сергей Львович, а также брат Платон, умерший в младенчестве. В молодости Пушкин никогда не бывал в этих краях, и в имении своей семьи он побывал лишь в 1817 г. По его собственным словам, в то время он был «очарован деревенской жизнью, русскими банями, земляникой и т. Всего он останавливался в имении матери всего четыре раза в жизни, и только один раз — во время Михайловской ссылки в 1824-1826 гг. Михайловская поляна была плодотворным временем для Пушкина. Работая над «Борисом Годуновым», Александр Сергеевич часто посещал Святогорский монастырь, где проводил много времени в архивах, изучая старые летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму как можно более достоверной. Пушкина часто видели на знаменитых монастырских праздниках, которые регулярно проводились возле Святогорского монастыря, и через некоторое время он стал близким другом настоятеля монастыря, отца Ионы.
Где похоронен великий русский поэт Пушкин?
Исполнение последней воли поэта Александр Сергеевич ещё за год до смерти выразил желание, когда придёт его час, быть похороненным вблизи Михайловского — близко «к милому пределу», как написал он в одном из своих стихотворений. Исполнение последней воли поэта Александр Сергеевич ещё за год до смерти выразил желание, когда придёт его час, быть похороненным вблизи Михайловского — близко «к милому пределу», как написал он в одном из своих стихотворений. Когда мы были в Паломнической поездке, мы посетили Пушкинские Горы. а иакже то место, где похоронен Александр Сергеевич Пушкин. Александр Пушкин родился в обедневшей дворянской семье 6 июня 1799 года. Ранним утром 6 февраля 1837 года А. С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора.
Как хоронили Пушкина. Жена поэта приехала на могилу спустя два года
Александр Сергеевич Пушкин похоронен 31 января (12 февраля) 1837 года на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии. очень известный русский поэт, драматург и прозаик. Он показал мне и небольшое возвышение, где, по его словам, прежде была куча песку, к которой прислонился раненый Пушкин и где после дуэли явственно видна была его кровь. День памяти Александра Пушкина ежегодно отмечают 10 февраля.
Материалы по теме
- СМЕРТЬ ПУШКИНА.
- Курсы валюты:
- Музей-квартира Пушкина
- В Царском Селе (1811–1817)
- 10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
Смерть, погребение и могила Александра Сергеевича Пушкина. Где похоронен пушкин.
Узнайте, где похоронен Александр Сергеевич Пушкин и исследуйте места, связанные с его жизнью и творчеством. Дата выбрана не случайно: именно в этот день 224 года назад родился великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское. Святогорский монастырь стал последним земным приютом Пушкина. 6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина мы съездили на пушкинский праздник поэзии в Пушкинский заповедник, где вдоволь нагулялись по Михайловскому и окрестностям, а так же побывали в Святогорском монастыре на могиле великого русского поэта.
Последние дни Пушкина.
Александр Пушкин был похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии[110]. Похоронили Александра Сергеевича Пушкина в Святогорском монастыре, рядом с бабушкой поэта Марией Алексеевной, которая умерла в 1818 году. Александр Пушкин. Aleksandr Pushkin. Александр Сергеевич Пушкин — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Исполнение последней воли поэта Александр Сергеевич ещё за год до смерти выразил желание, когда придёт его час, быть похороненным вблизи Михайловского — близко «к милому пределу», как написал он в одном из своих стихотворений.
Святогорский монастырь – место будущего погребения Александра Сергеевича
- Как хоронили Пушкина
- 10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
- 4 мая: Пушкин приехал в Белев на могилу императрицы Елизаветы
- Александр Пушкин - биография, жизнь и смерть поэта
- Похороны. Пушкин без глянца
- Могила А. С. Пушкина
Когда отмечают День памяти Александра Пушкина
- Исполнение последней воли поэта
- «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
- Детство и семья
- Заключение
- Пушкин Александр Сергеевич
Где захоронен пушкин на самом деле
Похоронили Александра Пушкина на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Как хоронили Александра Сергеевича Пушкина. После печально знаменитой дуэли с Дантесом Александр Сергеевич прожило всего два дня и отдал Богу душу 29 января по старому стилю, то есть 10 февраля по современному календарю.