Топ-5 главных новостей в Молдове на утро субботы, 27 апреля 2024. Главная» Новости» Новости молдавия сегодня последние свежие события. вывод людей на площадь.
Угроза Приднестровью и Гагаузии: чем закончится попытка Молдавии и Румынии объединиться
Первый пункт: «Справедливость, порядок, дисциплина». Санду обещала провести реформу юстиции, которая исключит из системы коррумпированных чиновников, недобросовестных судий и прокуроров. Чиновникам придется доказать законность происхождения всего имущества, которое у них есть. Второй пункт: «Рабочие места и неразделенные семьи». Кандидат в президенты считает, что люди должны быть обеспечены работой в тех населенных пунктах, в которых они проживают, а не уезжать в другие города и страны, чтобы прокормить семью. Для этого государство должно снижать налоги для семей с детьми и развивать бизнес. Третий пункт: «Рост доходов пожилых». Санду обещала поднять уровень пенсий до прожиточного минимума, до 2 тысяч леев 9 тысяч рублей. Четвертый пункт: «Улучшение жизни сел». Для улучшения жизни сел планируется запустить национальный проект «Европейское село», который позволит остановить процесс деградации и улучшить жизнь жителей.
Для этого из бюджета ежегодно будет выделяться 2 млрд леев. Пятый пункт: «Снятие международной изоляции». Санду хочет приблизить страну к Европейскому союзу.
По самым приблизительным подсчётам, с февраля-марта 2022 года румынские политики, чиновники и эксперты не менее 150 раз заявляли, что Румыния является самым надёжным и близким союзником и даже учителем Молдовы в деле сближения с Евросоюзом. В свою очередь, представители кишинёвской правящей группировки, включая самых первых лиц, порядка 100-110 раз высказывали благодарность Бухаресту за это же. Можно предположить, что нынешнее руководство Молдовы или влиятельная часть его готово совершить грандиозную авантюру в виде провозглашения «воссоединения» с Румынией и объявить, как не раз писалось, о «встрече разделённого народа в Евросоюзе и НАТО». Но такой вариант ещё более обострил бы ситуацию на Днестре и вызвал бы полное неприятие Гагаузии. Следовательно, напряжённость в бывшей Молдавской ССР резко выросла бы. Раскол ещё более углубился бы. Чтобы сохранить относительную стабильность в бывшей Советской Молдавии и закрепить мир в зоне безопасности, логично предпринять следующее.
В условиях разнонаправленного интеграционного движения европейского и евразийского Кишинёва и Тирасполя а также симпатии Гагаузии к России, СНГ и евразийскому проекту ещё большее значение приобретает сохранение нынешнего формата миротворческой операции, в которую, в частности, вовлечены международно признанные стороны конфликта — Приднестровье и Молдова. Формат доказал свою эффективность. Только с его помощью можно найти формулу дальнейшего сосуществования берегов Днестра, коль скоро Запад решил ещё больше вбить клин между ними. И, разумеется, нужна «красная линия» связи между первыми лицами Молдовы и Приднестровья. Для предотвращения любых конфликтных ситуаций это незаменимое средство.
Тисский старообр. Мат-лы для этнографической карты Бессарабской губ.
Исторический очерк австрийского священства после Амвросия. О измаильских старообрядцах. Старообрядчество во 2-й пол. Русское население Бессарабии и Левобережного Поднестровья в кон. Русское население городов Бессарабии в ХIХ в. Русские старообрядцы на Дунае: Формирование этноконфессиональной общности в кон. ХVIII - 1-й пол.
Старообрядческий муж. Михаила с. Таранец Молокане История движения молокан начинается с 1901 г. До второй мировой войны в Бессарабии было 5 общин молокан. В послевоенные годы часть общин решили избежать регистрации и вели подпольную деятельность. Две зарегистрированные молоканские общины не прекращали деятельность и после войны подчинялись центру молокан в Москве. Пидгайко Армянская церковь Пресв.
Богородицы в Кишинёве. Армянская церковь Пресв. Первое упоминание о религиозной общине армян в Четатя-Албэ ныне Белгород-Днестровский, Украина датируется 1384 г. В 1401-1686 гг. Молдавская епархия. ААЦ в Молдове входила в юрисдикцию К-польской епархии. В 1804 г.
Богородицы Сурб-Аствацацин в Кишинёве. В 1809 г. Александра I Павловича была основана особая епархия, после 1812 г. В советское время церковная организация армян на территории М. В 1945 г. Богородицы было передано под торговое учреждение и последний армянский священник покинул М. Оставшейся группе мирян было предложено здание построенной в 1916 г.
Воскресения Христова на армянском кладбище, к тому времени заброшенное и пустовавшее. Однако нового священника не нашли, и община прекратила существование. Восстановление прихода в Кишинёве произошло в 1992 г. Католическая церковь Взятия Пресв. Девы Марии в Небесную славу в Орхее. Часовня над захоронением И. Охановича на римско-католич.
В 1370 г. В 1418-1523 гг. В 1607 г. К 1623 г. До 1812 г. Кафедра последнего была переведена в 1852 г. Рост числа католиков в Бессарабии был следствием польск.
Во 2-й пол. В 1921 г. В межвоенный период количество католических приходов выросло до 9 8 священников, 6 церквей и 8 часовен. К нач. В период второй мировой войны были разрушены католич. Рашков Каменского р-на и в с. Стырча ныне Глодянского р-на.
На 1947 г. В 1947 г. Крецоая ныне Анений-Нойского р-на , который уже в следующем году был снят с регистрации и закрыт. Это было связано с начавшейся репатриацией польского населения М. В 1946-1948 гг. Рыбница, где с довоенного времени существовали католические приходы. В 1958-1964 гг.
Церковь Божественного Провидения в Кишинёве с тех пор оставалась единственным действующим католическим храмом республики вплоть до начала перестройки. В 1987-1988 гг. Антон Коша. В 20-30-х гг. К 1942 г. После второй мировой войны офиц. Церкви были упразднены, и тогда Церковь перешла на нелегальное положение.
В 1994 г. Украины Любомира Гузара свящ. Роман Поправка был отправлен в М. В 1999 г. Лютеранство В XVI в. Первые поселения лютеран на территории совр. В 1803-1804 гг.
После 1812 г. В 1834-1836 гг. По переписи 1930 г. После 1940 г. Церкви на территории М. Первый баптистский молитвенный дом в Кишинёве. В 1911 г.
В 1927 г. На нем было принято решение объединить евангельских христиан и баптистов в одну орг-цию - «Бессарабский союз евангельских христиан-баптистов». Пятидесятническая церковь в с. Брэтушений Ной. Баптисты объединяли 5 тыс. При этом нелегальные общины «адвентистов-реформистов» в 1947-1948 гг. На рубеже 40-х и 50-х гг.
На 1959 г. В условиях антирелиг. В частности, закрыт крупнейший молитвенный дом баптистов в Бендерах. Перерыв в репрессивных мерах наступил в 1960 г. Под его руководством в нач. За счет этого число официально учтенных властями баптистов возросло с 5 до 7 тыс. Негативно на процесс объединения повлиял тот факт, что нек-рые пятидесятнические общины вскоре после регистрации в ведении Всесоюзного совета ЕХБ в нач.
Как результат, часть пятидесятников снова стала переходить на нелегальное положение. К 1970 г. При этом в М. В условиях перестройки были зарегистрированы новые общины. В 1987 г. Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812-1813 гг. Бессарабской губ.
Bessarabiana: Ученая, лит. Бессарабия, 1812-1912. Список и краткие биографии окончивших полный курс Кишинёвской ДС за сто лет ее существования 1813-1913. Мунтян, И. Dmitriev, T. Описание Молдавии: Факс. Бессарабия: Страна, люди, хозяйство.
Biserici vechi din Basarabia. Труды по истории Молдавии XIX в. Молдавский средневековый город в Днестровско-Прутском междуречье XV - нач. XVI в. Кочевники Северо-Западного Причерноморья в эпоху средневековья. Boulder N. Трудные страницы истории Молдовы, 1940-1950-е гг.
Русское население Бессарабии и Левобережного Приднестровья в кон. История Молдовы. Княжества Валахия и Молдавия: Кон. XIV - нач. Особенности развития древнерус. Каратеев; ред. Религия и общество в Республике Молдова: Ист.
Европе, в Центр. Азии и на Кавказе. Под одним омофором: Очерки о деятельности иерархов Русской Православной Церкви на территории Бессарабии в 1813-1918 гг. Драгнев, В. Пидгайко Архитектура и искусство Наиболее ранние датированные предметы древнейшего искусства на территории М. Предметы искусства палеолитического периода ок. XXII тыс.
Косэуць Сорокский р-н , среди них выделяются фрагмент антропоморфной статуэтки из мергеля, различные предметы из слоновой кости, украшенные насечками в виде меандров и спиралей. Количество и разнообразие находок VI-V тыс. В отличие от «натуралистического искусства» палеолита неолитическое искусство в большей степени тяготеет к абстрактным, геометризированным формам. Орнамент керамики Криш и буго-днестровской культур в основном надрезной или выскобленный в форме меандра и спиралей. Керамика линейно-ленточной культуры, распространившаяся в своей поздней фазе в ареале буго-днестровской культуры, отличается почти сферическими формами, характеризуется типичным орнаментом, напоминающим нотный стан и партитуру: 2-3 и более горизонтальные параллельные линии, прерывающиеся вдавленными точками подобная керамика найдена у сел Дэнчени, Гура-Каменчий и др. В позднем неолите и энеолите сер. V - сер.
III тысячелетия до Р. Расписная керамика и глиняная скульптура данной культуры представляют наивысшие достижения искусства доиндоевроп. Гимбутас дала определение «Старая Европа». Формы керамики отличают элегантное совершенство, понимание пропорций и профильных линий. Классическими цветами росписи являются белый, красный и шоколадно-коричневый, наиболее распространенный мотив - спирально-меандрический, а затем и другие: круг с вписанным крестом или без него , овалы и полуовалы. Помимо керамики значительную часть находок составляют антропоморфные статуэтки из глины, иногда из кости или меди. Основную часть статуэток представляют жен.
Следует отметить наличие определенного канона и вариативность кукутено-трипольской культуры, отличающейся также пониманием пластических форм человеческого тела, соблюдением пропорций, утонченностью моделирования и орнаментирования. Некоторые предметы, найденные в кладе у с. Кэрбуна Яловенский р-н , по-видимому принадлежавшем племенному вождю 817 украшений, из к-рых 444 медные , свидетельствуют о контакте с Вост. К сер. III тыс. В гето-дакийских поселениях известны находки греч. Гето-дакийское искусство в основном декоративно-прикладное, выделяется геометризмом и стилизацией.
В нем можно проследить различные влияния: греческое, скифское, кельтское и римское, переработанные в духе местных традиций, что придает ему несомненную оригинальность. Хотя поселения скифов в Пруто-Днестровском междуречье известны уже с VI в. На первые века по Р. Для данного периода с археологической т. С приходом гуннов культура прервалась. Сохранившаяся керамика очень высокого качества, выделяются сосуды с высоким горлышком и черной полированной поверхностью, а наиболее интересной находкой является т. Археологические данные указывают на распространение письменности буквенные обозначения на керамике, книжная пряжка, обнаруженные в Ханске.
Найдены также многочисленные нательные крестики и энколпионы Ханска, Ст. Архитектура Первые архитектурные памятники сохранились со времени зарождения молдав. Начиная с этого момента на основе синтеза традиций православного зодчества балканского происхождения и готики в области церковного зодчества сформировался оригинальный архитектурный стиль, названный исследователями молдавским. Молдавское княжество. Георгиевская церковь в Кишинёве. Следует выделить период 1-й пол. Кишинёвская епархия.
Эта смена произошла почти сразу в городской среде и более медленно в сельской местности, а также в отдаленных монастырях. Продолжение местных традиций церковного зодчества можно отметить в формах и стиле зимней Успенской ц. Гербовецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Хырбовец , построенной в 1816 г. Штефаном Лупу, бывш. Прямоугольная в плане церковь с полукруглой алтарной апсидой с зап. В типологии архитектурных форм Георгиевской ц. Внутреннее пространство центрального нефа расширено за счет боковых апсид, вписанных в толщу стены.
Этот известный в молдав. Вертикаль подчеркнута воздвигнутым над центром барабаном главы, скрывающим внутри имитацию молдавского свода 2 ряда арок, едва видимых из-за плоскости рельефа. Сооруженная над притвором колокольня увенчана шпилем. Зимняя Никольская ц. Традиции молдав. Церковь 3-конховая в плане удлинение достигается увеличением алтарной апсиды по отношению к боковым , с купольным барабаном над нефом и колокольней над притвором, купольным покрытием в нефе, крестовым - в нартексе и коробовым - в притворе. Синтезом местных барочных и европ.
Жабского в честь Вознесения Господня женского монастыря в с. Жапка, построенная в 1820-1825 гг. По планировке нефа церковь была сходна с Георгиевской ц. Над нефом система парусов служила опорой для завершенной куполом главы. Перекрывавший нартекс парусный свод вместе с пологими арочными очертаниями дверных и оконных проемов сохранял в архитектуре влияние барокко, в то время как др. Ярко выражены черты молдав. Добрушского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , к-рая была сооружена в 2 этапа.
Строительство было начато в 1811-1812 гг. Первоначальный план представлял собой классический триконх и предусматривал 4 последовательно связанных друг с другом помещения: алтарь, неф, нартекс, притвор; глава над нефом была возведена по системе молдав. Во 2-й фазе строительства к притвору было пристроено 5-е помещение, с парусным сводом и тайником над ним, а также возведены глава над нартексом и еще одна, фальшивая, над разделительной стеной между притвором и 5-м помещением все главы были разрушены в 60-х гг. XXI в. Суручень, в летней Успенской ц. Табэра, в летней Никольской ц. Некулэеука обе в Орхейском р-не.
Уже во 2-й четв.
Вид на город Вулканешты, Молдова. Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках. Да и вряд ли гагаузские депутаты делали своё обращение с этой целью.
Но далеко не первый звоночек Кишинёву от гагаузов снова прозвучал. И прозвенел он не только с целью прекратить ущемление русского языка, но и предупредить власти, если те сдадут свою страну Румынии, о последствиях. Гагаузы были обмануты, не получив никакой автономии. Более того, единая Гагаузия была раздроблена.
Часть регионов были изъяты и присоединены к другим территориальным единицам Молдавии. Но в 2014 году на фоне событий в Крыму и Донбассе гагаузы провели референдум, главным вопросом которого было право отделиться от Молдавии в случае, если Кишинёв интегрируется в Румынию. Кишинёв не признал этот референдум, но он достаточно чётко обозначает настроение властей и элит Гагаузии. То есть, если нынешнее Правительство Молдавии, которое абсолютно прорумынское, решит сдать суверенитет Бухаресту, то Гагаузия объявит отделение.
Молдавия, конечно, попытается этому препятствовать. Что будет дальше, это уже вопрос дискуссионный, — пояснил политолог Дмитрий Родионов. В перспективе вопрос сепарации Гагаузии может возникнуть и в случае евроинтеграции Молдавии. Жители и элиты автономии — традиционно против включения республики в западные структуры.
Переговоры о вступлении Молдовы в ЕС: Запад сам углубляет раскол бывшей Советской Молдавии
Состояние экономики Молдовы стало показательным маркером на экваторе правления прозападного режима Майи Санду. По словам собеседника «ВМ», позиция жителей Гагаузии играет важную роль в ситуации с самоопределением Молдавии. Молда́вия или Молдо́ва (рум. Moldova [molˈdova]), официально — Республика Молдо́ва (рум. Republica Moldova) — государство в Юго-Восточной Европе. Граничит с Украиной и Румынией. А во времена правления коммуниста Владимира Воронина, который был президентом Молдавии в 2001–2009 годах, лингвистически абсурдный вопрос о названии языка превратился в вопрос идентичности. "Борясь за сохранение власти, Майя Санду превращает Молдавию в полицейское государство.
ЕП: отказ Кишинева от молдавского языка усложнит процесс вступления Украины в ЕС
Власти Молдавии встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров обысками, угрозами и давлением. Главная» Новости» Новости moldova. Академия наук Молдавии — высшее научное учреждение Молдавии, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. в материале ФедералПресс. Однако решения проблемы пока нет — самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика не соглашается входить в состав Молдавии, а ни одно государство в мире не готово признать ПМР.
Додон: В Молдавии оппозиции нужна общая стратегия против Санду
Столица — город Комрат. В Гагаузии действуют три официальных языка — гагаузский, молдавский и русский. В начале 90-х Гагаузия одновременно с Приднестровьем вышла из состава Молдовы, объявив о создании независимой республики. Только чудом ей удалось избежать войны: в этих краях все хорошо помнят «гагаузский поход» молдавских волонтеров-националистов под руководством тогдашнего премьера Мирчи Друка, состоявшийся 25—30 октября 1990 года.
Тогда в Гагаузии началась мобилизация, но кровопролитие удалось предотвратить. Непризнанная Республика Гагаузия просуществовала с 1990 по 1994 годы, а потом была мирно реинтегрирована в состав Молдовы, где получила особый статус. Тем не менее регион остается оппозиционным по отношению к официальному курсу Кишинева, выступает за улучшение отношений с РФ и против объединения с Румынией, оставляя в этом случае за собой право на самоопределение.
О ситуации, сложившейся в Молдове после выборов башкана Гагаузии, мы поговорили с политологом, в прошлом сотрудником министерства госбезопасности Приднестровья, Дмитрием Соиным. Победа Евгении Гуцул во многом связана с тем, что партия Шора подвергалась репрессиям со стороны властей, и это выглядело как преследование за позицию, альтернативную прозападной политике Санду. Она будет предпринимать какие-то радикальные шаги в отношении автономии?
Она нервничает.
На его территории были убиты и умерли в концлагерях 120 тыс. Вскоре после этого по постановлению Совета Министров СССР о выселении с территории Молдавии «бывших помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецким оккупантам, лиц, сотрудничавших с немецкими органами полиции, участников профашистских партий и организаций, белогвардейцев, а также семей всех вышеперечисленных категорий» были «раскулачены», репрессированы и депортированы в Казахстан и Сибирь 35 тыс. Одновременно с этим началась активная «советизация» республики, выраженная в том числе во внедрении русского языка, как языка межнационального общения народов СССР, действующего, официально, наравне с молдавским языком, а также в продвижении на руководящие должности партийных работников из соседних республик. При этом, в отличие от других советских республик Прибалтики, западной Белоруссии или западной Украины , в Молдавии это не вызывало сколько-нибудь значительного протеста и создания подпольных антисоветских движений. Георге Гимпу поднимает флаг Румынии над зданием Верховного совета в Кишинёве В 1989 году появились организации, выступающие за национальное возрождение молдаван: «Клуб А. Матеевича», «Молдавское демократическое движение», «Демократическая лига студентов», «Ассоциация историков» и другие, которые впоследствии объединились в Народный фронт Молдовы. Вначале эти организации выступали за придание официального статуса молдавскому языку, за переход на латинскую графику, принятие в качестве государственного флага румынского триколора и т.
Но очень скоро из молдавского национального это движение превратилось в прорумынское.
К слову, Румыния, ныне восьмое по площади государство Евросоюза, также является довольно новым государством, появившимся в 1850-х — 1860-х годах с объединением Молдавского княжества и Валахии — двух стран, населенных преимущественно румынами, которые уже тогда имели общий язык и идентичность. Однако восточная часть земель с румынским населением и после того оставалась предметом споров между Румынией и Российской империей, пока последняя не потеряла Бессарабию после Первой мировой войны. Советский Союз не отказался от намерений вернуть "свои" земли, а, чтобы заявить претензии на них — искусственно создал "молдавский язык", для чего перевел письменность в румыноязычных поселениях с латинской графики на кириллическую в 1920-х годах это было возможно сделать директивно. Для объединения "носителей языка" в составе Украины создали "молдавскую автономию". Далее последовал пакт Молотова-Риббентропа, по которому СССР в 1940 году присоединил, в частности, румынские земли от Прута до Днестра и разделил их между Украинской и новосозданной Молдавской советскими республиками, оставив это разделение и после Второй мировой войны.
А искусственно созданный "молдавский язык" оставался официальным в МССР вплоть до конца 1980-х годов, когда национальное движение в Молдавии начало требовать от властей восстановления исторической правды и, в частности, отмены "кириллической графики". По решению парламента МССР от 31 августа 1989 года в Молдавию вернулась латинская графика и, соответственно, румынский язык, а этот день из-за его значимости до сих пор является государственным праздником и выходным днем. В декларации о независимости Молдавии от двадцать седьмого августа 1991 года также говорится о "провозглашении румынского языка государственным языком". Если все так однозначно — то из-за чего ломают копья? К сожалению, после 1991 года однозначность в Молдавии исчезла. Москва не могла смириться с потерей контроля над бывшими республиками и перешла к влиянию на них.
Языковой вопрос, в том числе переход на латиницу, стал инструментом пропаганды для возникновения так называемого "приднестровского конфликта", который в конечном итоге вылился в прямые военные действия между армиями РФ и Молдавии, с поражением последней; это позволило РФ оставить свою военную базу на оккупированной территории. Гибридное влияние РФ начало расти и в Кишиневе. В 1994 году, когда принимали конституцию Молдавии, по требованию левых сил в нее внесли упоминание о "молдавском языке" вместо румынского. А во времена правления коммуниста Владимира Воронина, который был президентом Молдавии в 2001—2009 годах, лингвистически абсурдный вопрос о названии языка превратился в вопрос идентичности. Не отрицая того, что языки одинаковы, они настаивали, что Молдавия имеет более древнюю историю, чем Румыния, а потому название языка должно оставаться. Эту концепцию поддержало также немало рядовых молдаван, а вопрос названия языка вошел в перечень раздражающих общество.
Из-за этого, например, правилом хорошего тона для госслужащих стало избегать называть язык в принципе. На заседании суда или во время визита в госорган можно услышать, например, вопрос: "Владеете ли вы государственным языком? Ничего не изменило на практике даже решение конституционного суда Молдавии еще в 2013 году, который постановил, что декларация о независимости с "румынским" языком имеет больший вес, чем конституция с "молдавским". Практика опасения указывать название государственного языка осталась неизменной. Хотя доля людей, которые против того, чтобы называть свой язык "румынским", доподлинно неизвестна. Об этом давно не спрашивали в соцопросах.
Эта тема стала табу, и партия власти в Молдавии решила его разорвать. Возможно, даже ценой рейтинговых потерь для себя. Учитывая то, что партия Санду имеет большинство — нет никаких сомнений, что принятие закона завершится, а решение, имеющее незаурядное влияние, вступит в силу. А при чем тут Украина?
Да и вряд ли гагаузские депутаты делали своё обращение с этой целью.
Но далеко не первый звоночек Кишинёву от гагаузов снова прозвучал. И прозвенел он не только с целью прекратить ущемление русского языка, но и предупредить власти, если те сдадут свою страну Румынии, о последствиях. Гагаузы были обмануты, не получив никакой автономии. Более того, единая Гагаузия была раздроблена. Часть регионов были изъяты и присоединены к другим территориальным единицам Молдавии.
Но в 2014 году на фоне событий в Крыму и Донбассе гагаузы провели референдум, главным вопросом которого было право отделиться от Молдавии в случае, если Кишинёв интегрируется в Румынию. Кишинёв не признал этот референдум, но он достаточно чётко обозначает настроение властей и элит Гагаузии. То есть, если нынешнее Правительство Молдавии, которое абсолютно прорумынское, решит сдать суверенитет Бухаресту, то Гагаузия объявит отделение. Молдавия, конечно, попытается этому препятствовать. Что будет дальше, это уже вопрос дискуссионный, — пояснил политолог Дмитрий Родионов.
В перспективе вопрос сепарации Гагаузии может возникнуть и в случае евроинтеграции Молдавии. Жители и элиты автономии — традиционно против включения республики в западные структуры. Эти процессы, к которым ведёт нынешнее абсолютно прозападное марионеточное руководство Молдавии, грозят стране как минимум дестабилизацией и внутренним политическим кризисом. К чему может привести нарушение баланса между проевропейской и пророссийской частями общества и политикума в таких неоднородных странах, как Молдавия, уже показала Украина.
Социалисты против западников: в чьих руках Молдова окажется после парламентских выборов?
Католическая церковь Взятия Пресв. Девы Марии в Небесную славу в Орхее. Часовня над захоронением И. Охановича на римско-католич. В 1370 г. В 1418-1523 гг. В 1607 г.
К 1623 г. До 1812 г. Кафедра последнего была переведена в 1852 г. Рост числа католиков в Бессарабии был следствием польск. Во 2-й пол. В 1921 г.
В межвоенный период количество католических приходов выросло до 9 8 священников, 6 церквей и 8 часовен. К нач. В период второй мировой войны были разрушены католич. Рашков Каменского р-на и в с. Стырча ныне Глодянского р-на. На 1947 г.
В 1947 г. Крецоая ныне Анений-Нойского р-на , который уже в следующем году был снят с регистрации и закрыт. Это было связано с начавшейся репатриацией польского населения М. В 1946-1948 гг. Рыбница, где с довоенного времени существовали католические приходы. В 1958-1964 гг.
Церковь Божественного Провидения в Кишинёве с тех пор оставалась единственным действующим католическим храмом республики вплоть до начала перестройки. В 1987-1988 гг. Антон Коша. В 20-30-х гг. К 1942 г. После второй мировой войны офиц.
Церкви были упразднены, и тогда Церковь перешла на нелегальное положение. В 1994 г. Украины Любомира Гузара свящ. Роман Поправка был отправлен в М. В 1999 г. Лютеранство В XVI в.
Первые поселения лютеран на территории совр. В 1803-1804 гг. После 1812 г. В 1834-1836 гг. По переписи 1930 г. После 1940 г.
Церкви на территории М. Первый баптистский молитвенный дом в Кишинёве. В 1911 г. В 1927 г. На нем было принято решение объединить евангельских христиан и баптистов в одну орг-цию - «Бессарабский союз евангельских христиан-баптистов». Пятидесятническая церковь в с.
Брэтушений Ной. Баптисты объединяли 5 тыс. При этом нелегальные общины «адвентистов-реформистов» в 1947-1948 гг. На рубеже 40-х и 50-х гг. На 1959 г. В условиях антирелиг.
В частности, закрыт крупнейший молитвенный дом баптистов в Бендерах. Перерыв в репрессивных мерах наступил в 1960 г. Под его руководством в нач. За счет этого число официально учтенных властями баптистов возросло с 5 до 7 тыс. Негативно на процесс объединения повлиял тот факт, что нек-рые пятидесятнические общины вскоре после регистрации в ведении Всесоюзного совета ЕХБ в нач. Как результат, часть пятидесятников снова стала переходить на нелегальное положение.
К 1970 г. При этом в М. В условиях перестройки были зарегистрированы новые общины. В 1987 г. Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812-1813 гг. Бессарабской губ.
Bessarabiana: Ученая, лит. Бессарабия, 1812-1912. Список и краткие биографии окончивших полный курс Кишинёвской ДС за сто лет ее существования 1813-1913. Мунтян, И. Dmitriev, T. Описание Молдавии: Факс.
Бессарабия: Страна, люди, хозяйство. Biserici vechi din Basarabia. Труды по истории Молдавии XIX в. Молдавский средневековый город в Днестровско-Прутском междуречье XV - нач. XVI в. Кочевники Северо-Западного Причерноморья в эпоху средневековья.
Boulder N. Трудные страницы истории Молдовы, 1940-1950-е гг. Русское население Бессарабии и Левобережного Приднестровья в кон. История Молдовы. Княжества Валахия и Молдавия: Кон. XIV - нач.
Особенности развития древнерус. Каратеев; ред. Религия и общество в Республике Молдова: Ист. Европе, в Центр. Азии и на Кавказе. Под одним омофором: Очерки о деятельности иерархов Русской Православной Церкви на территории Бессарабии в 1813-1918 гг.
Драгнев, В. Пидгайко Архитектура и искусство Наиболее ранние датированные предметы древнейшего искусства на территории М. Предметы искусства палеолитического периода ок. XXII тыс. Косэуць Сорокский р-н , среди них выделяются фрагмент антропоморфной статуэтки из мергеля, различные предметы из слоновой кости, украшенные насечками в виде меандров и спиралей. Количество и разнообразие находок VI-V тыс.
В отличие от «натуралистического искусства» палеолита неолитическое искусство в большей степени тяготеет к абстрактным, геометризированным формам. Орнамент керамики Криш и буго-днестровской культур в основном надрезной или выскобленный в форме меандра и спиралей. Керамика линейно-ленточной культуры, распространившаяся в своей поздней фазе в ареале буго-днестровской культуры, отличается почти сферическими формами, характеризуется типичным орнаментом, напоминающим нотный стан и партитуру: 2-3 и более горизонтальные параллельные линии, прерывающиеся вдавленными точками подобная керамика найдена у сел Дэнчени, Гура-Каменчий и др. В позднем неолите и энеолите сер. V - сер. III тысячелетия до Р.
Расписная керамика и глиняная скульптура данной культуры представляют наивысшие достижения искусства доиндоевроп. Гимбутас дала определение «Старая Европа». Формы керамики отличают элегантное совершенство, понимание пропорций и профильных линий. Классическими цветами росписи являются белый, красный и шоколадно-коричневый, наиболее распространенный мотив - спирально-меандрический, а затем и другие: круг с вписанным крестом или без него , овалы и полуовалы. Помимо керамики значительную часть находок составляют антропоморфные статуэтки из глины, иногда из кости или меди. Основную часть статуэток представляют жен.
Следует отметить наличие определенного канона и вариативность кукутено-трипольской культуры, отличающейся также пониманием пластических форм человеческого тела, соблюдением пропорций, утонченностью моделирования и орнаментирования. Некоторые предметы, найденные в кладе у с. Кэрбуна Яловенский р-н , по-видимому принадлежавшем племенному вождю 817 украшений, из к-рых 444 медные , свидетельствуют о контакте с Вост. К сер. III тыс. В гето-дакийских поселениях известны находки греч.
Гето-дакийское искусство в основном декоративно-прикладное, выделяется геометризмом и стилизацией. В нем можно проследить различные влияния: греческое, скифское, кельтское и римское, переработанные в духе местных традиций, что придает ему несомненную оригинальность. Хотя поселения скифов в Пруто-Днестровском междуречье известны уже с VI в. На первые века по Р. Для данного периода с археологической т. С приходом гуннов культура прервалась.
Сохранившаяся керамика очень высокого качества, выделяются сосуды с высоким горлышком и черной полированной поверхностью, а наиболее интересной находкой является т. Археологические данные указывают на распространение письменности буквенные обозначения на керамике, книжная пряжка, обнаруженные в Ханске. Найдены также многочисленные нательные крестики и энколпионы Ханска, Ст. Архитектура Первые архитектурные памятники сохранились со времени зарождения молдав. Начиная с этого момента на основе синтеза традиций православного зодчества балканского происхождения и готики в области церковного зодчества сформировался оригинальный архитектурный стиль, названный исследователями молдавским. Молдавское княжество.
Георгиевская церковь в Кишинёве. Следует выделить период 1-й пол. Кишинёвская епархия. Эта смена произошла почти сразу в городской среде и более медленно в сельской местности, а также в отдаленных монастырях. Продолжение местных традиций церковного зодчества можно отметить в формах и стиле зимней Успенской ц. Гербовецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Хырбовец , построенной в 1816 г.
Штефаном Лупу, бывш. Прямоугольная в плане церковь с полукруглой алтарной апсидой с зап. В типологии архитектурных форм Георгиевской ц. Внутреннее пространство центрального нефа расширено за счет боковых апсид, вписанных в толщу стены. Этот известный в молдав. Вертикаль подчеркнута воздвигнутым над центром барабаном главы, скрывающим внутри имитацию молдавского свода 2 ряда арок, едва видимых из-за плоскости рельефа.
Сооруженная над притвором колокольня увенчана шпилем. Зимняя Никольская ц. Традиции молдав. Церковь 3-конховая в плане удлинение достигается увеличением алтарной апсиды по отношению к боковым , с купольным барабаном над нефом и колокольней над притвором, купольным покрытием в нефе, крестовым - в нартексе и коробовым - в притворе. Синтезом местных барочных и европ. Жабского в честь Вознесения Господня женского монастыря в с.
Жапка, построенная в 1820-1825 гг. По планировке нефа церковь была сходна с Георгиевской ц. Над нефом система парусов служила опорой для завершенной куполом главы. Перекрывавший нартекс парусный свод вместе с пологими арочными очертаниями дверных и оконных проемов сохранял в архитектуре влияние барокко, в то время как др. Ярко выражены черты молдав. Добрушского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , к-рая была сооружена в 2 этапа.
Строительство было начато в 1811-1812 гг. Первоначальный план представлял собой классический триконх и предусматривал 4 последовательно связанных друг с другом помещения: алтарь, неф, нартекс, притвор; глава над нефом была возведена по системе молдав. Во 2-й фазе строительства к притвору было пристроено 5-е помещение, с парусным сводом и тайником над ним, а также возведены глава над нартексом и еще одна, фальшивая, над разделительной стеной между притвором и 5-м помещением все главы были разрушены в 60-х гг. XXI в. Суручень, в летней Успенской ц. Табэра, в летней Никольской ц.
Некулэеука обе в Орхейском р-не. Уже во 2-й четв. Преображенский собор в Тигине Бендеры. Инициатива его строительства принадлежала архиеп. Кишинёвскому и Хотинскому Димитрию Сулиме. Собор был завершен и освящен в 1827 г.
В плане это удлиненный крест, главный неф которого разделен на 3 травеи, апсиды имеют прямоугольную конфигурацию. Над пересечением нефа и трансепта поднимается глава с 8-угольным барабаном и купольным перекрытием. Трехъярусная колокольня над притвором имеет уменьшающиеся по объему ярусы, в декоре завершающего яруса использованы арочные проемы с пилястрами ионического ордера. При том же архипастыре в Кишинёве был построен кафедральный собор в честь Рождества Христова 1830-1836 , спроектированный архит. Росписи, иконостас и иконы, исполненные известным иконописцем И. Ковшаровым дед прославленного в лике святых в 1992 мч.
Иоанна Ковшарова , не сохранились. К югу от собора была воздвигнута 4-ярусная колокольня разрушена в дек. Врата, составлявшие соборный ансамбль и расположенные также к югу от собора архит. Заушкевич, 1840 , имели вид триумфальной арки в стиле рус. На вратах, в аттиковом этаже, был помещен колокол, оказавшийся для колокольни слишком большим. Вокруг кафедрального собора был разбит парк во франц.
Сходное архитектурное решение в меньших объемах имела летняя Вознесенская ц. Под влиянием классицизма сложился облик обеих церквей Хынковского во имя великомученицы Параскевы Пятницы женского монастыря в с. Бурсук: летней во имя вмц. Параскевы 1835 и зимней Успенской 1841 , ц. Харалампия в Кишинёве 1846 , зимней ц. Михаила Жабского мон-ря 1849 , летней Успенской ц.
Цыганешты, летней Дмитриевской ц. Многочисленные перестройки перенесла ц. Всех святых на Центральном кладбище Кишинёва. Для нее митр. Фасад ротонды украшали дорические портики. После передачи приходу церковь была расширена, в 1863 г.
Церковь в честь Вознесения Господня Гыржавского мон-ря. Особое место в этот период занимает Вознесенский собор 1867-1879 Новонямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря , построенный по проекту петербургского архит. В неовизант. Пантелеимона в Кишинёве 1889-1891, архит. Бернардацци на средства братьев В.
Государственный язык - молдавский, из других языков распространены русский и украинский. Молдавия - парламентская республика. Президент избирается парламентом на четырехлетний срок и является главой государства. В стране действуют Верховный суд и Конституционный суд. Столица - Кишинев , другие крупные города - Тирасполь , Дубоссары , Унгены. Религия Подавляющее большинство населения исповедует Православие. Православная Церковь Молдавии.
Только досрочные выборы и переход к президентской республике", - заявил И. Он напомнил о своей соответствующей инициативе, за реализацию которой Партия социалистов намеревалась собрать подписи граждан и добиться проведения референдума. Как сообщалось, КСМ постановил во вторник, что председатель парламента или премьер-министр могут, в отдельных случаях, подписывать вместо президента указы.
В мае текущего года правительство Молдавии планирует снять законность и с партии Шора. Между тем Санду намерена показать всему миру, что граждане Молдавии стремятся стать членами Евросоюза. В мае текущего года Санду призывает граждан прийти на национальное собрание, посвященное вступлению в ЕС. Шор в свою очередь обещает вывести на собрание своих единомышленников. Источник фото: Фото редакции Глава другой партии Владимир Воронин предлагает запретить приходить к власти лицам с двойным гражданство.
Глава Гагаузской автономии назвала политическим возбужденное против нее в Молдавии дело
Короткая ссылка 26 апреля 2024, 17:12 Лидер оппозиционной партии «Шанс» Алексей Лунгу заявил, что молдавские власти активно ухудшают экономическое состояние страны, так как тратят больше финансовых средств, чем поступает в государственный бюджет. РИА Новости «Наша власть продолжает тратить больше, чем страна успевает зарабатывать. Непрофессионализм занявших правительственные кресла случайных людей ярко проявляется при бюджетном планировании», — написал он в Telegram.
Владислав Шабловский Приход к власти в Молдавии проевропейской Партии действия и солидарности во главе с Майей Санду ознаменовал мрачный и очень тяжелый период в истории страны. Молдаване не забудут о том, что им пришлось пережить и не будут голосовать за подобные партии", - отметил Додон.
Главные новости Молдовы. Топ-5 главных новостей в Молдове на утро субботы, 27 апреля 2024: 1. К возвращению из Москвы башкана Гагаузии в аэропорту объявили тревогу, подогнали пожарные машины и скорую: "Власти Кишинева могли меня арестовать, они все делают для того, чтобы меня унизить". Насильно мил не будешь: Почему верхушка ПАС всегда говорит от имени народа Молдовы, но, как выясняется, народ-то их и не знает.
Должность Президента Республики Молдова несовместима с какой-либо другой оплачиваемой должностью. Президент Республики Молдова ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени Республики Молдова и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. Президент Республики Молдова по предложению Правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей Республики Молдова и утверждает учреждение, упразднение или изменение ранга дипломатических миссий. Президент Республики Молдова принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств в Республике Молдова. Президент Республики Молдова осуществляет следующие полномочия: награждает государственными наградами и присваивает почетные звания; присваивает высшие воинские звания, предусмотренные законом; решает вопросы гражданства Республики Молдова и предоставления политического убежища; назначает на государственные должности в соответствии с законом; осуществляет помилование; может потребовать от народа изъявления его воли по вопросам общенационального значения путем референдума; присваивает дипломатические ранги; присваивает в соответствии с законом высшие классные чины работникам прокуратуры, судебных инстанций и другим категориям служащих; осуществляет иные полномочия, установленные законом. Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением.
При осуществлении своих полномочий Правительство руководствуется программой деятельности, одобренной Парламентом. Правительство состоит из Премьер-министра, первого заместителя и заместителей Премьер-министра, министров и других членов, определенных органическим законом. Должность члена Правительства несовместима с какой-либо другой оплачиваемой должностью. Полномочия члена Правительства прекращаются в случае отставки, освобождения от должности, несовместимости должностей или смерти. Премьер-министр руководит Правительством и координирует деятельность его членов, уважая предоставленные им полномочия. В случае отставки Премьер-министра уходит в отставку все Правительство. Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единой законодательной властью государства. Парламент состоит из 101 депутата.
Гагаузия выйдет из состава Молдавии в случае объединения страны с Румынией
Однако решения проблемы пока нет — самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика не соглашается входить в состав Молдавии, а ни одно государство в мире не готово признать ПМР. Президент Молдавии Игорь Додон объявил о начале акций за президентскую форму правления. В Молдавии 28 октября стартует общенациональная кампания в поддержку перехода от парламентской к президентской форме правления, объявил глава государства Игорь Додон. РИА Новости: Молдавии вынесли приговор, политическая система Майи Санду теряет поддержку. Молдавия практически утратила свою идентичность из-за выбора властей страны, заявил президент России Владимир Путин, выступая на заседании Совета глав государств СНГ.