произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором. Смысл названия книги «Маленький принц» — относит читателя к главному герою. Анализ символического значения главных персонажей, событий и мотивов в книге 'Маленький принц'. Первой экранизацией «Маленького принца» стал вышедший в 1966 году одноимённый полнометражный фильм Арунаса Жебрюнаса, вызвавший в СССР серию критических замечаний в связи с идейными и смысловыми расхождениями с произведением Сент-Экзюпери[19]. Маленький принц понимает, в чем смысл жизни – узнают лишь те вещи, которые приручают, а приручить – значит полюбить.
«Маленький принц»: анализ. «Маленький принц»: произведение Сент-Экзюпери
В сказке «Маленький принц» представлены только очертания вещей. Стоит присмотреться к ним, осмыслить, подумать, чтобы понять, что скрывают в себе сказочные персонажи и события. Через метафоры, символы и иносказания в произведении затронуты вечные темы добра и зла, дружбы, любви, нравственности, одиночества, жизни и смерти. Чему учит? Самое главное, чему учит книга «Маленький принц» — это мудрости. В ней скрыто много тайн, которые помогают жить счастливо и находить верный путь. Например, мудрости учит фраза короля: «Тогда суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». Детей «Маленький принц» учит: Ухаживать за своим домом и не лениться.
Юный герой каждое утро наводил порядок на планете, убирал сорняки, прочищал вулканы, ухаживал за Розой. А Лентяй, который жил по соседству, лишился планеты из-за своей лени. Дружить и любить. Дружба приносит счастье, делает людей друг для друга особенными и ценными. Иногда нужно терпеть капризы любимого человека, потому что расставание, ссора с ним принесут страдания. Фантазировать и размышлять. Рисунки автора неразрывно связаны с книгой. Они по-детски простые, но загадочные. Нужно проявить фантазию, чтобы увидеть в очертаниях шляпы удава и слона, а в нарисованной коробке — крошечного барашка. Отрывок про Лиса Лис не лиса — сказочный персонаж, который символизирует друга, мудрость.
Отрывок про него учит детей дружбе. Лис говорит герою мудрые слова о том, что в мире множество других ребят и множество лисиц. Но, если принц его приручит, они станут необходимы друг другу. Тогда для принца Лис станет единственным во всем мире, а для Лиса станет единственным принц. Жизнь заиграет красками, и шаги друга будут узнаваемы среди всех остальных. Лис раскрывает, в чем секрет приручения. Приручать, значит, создавать любовные узы, соединяющие души. Если оборвать их, будет больно. Нужно понимать свою ответственность. Понимая, что юный герой покинет Лиса, он все же просит его приручить.
Лис готов плакать, прощаясь с принцем. Ведь дружба дает большее — наполняет жизнь смыслом. Теперь он будет сравнивать желтые колосья пшеницы с волосами мальчика. Мудрый Лис также помогает мальчику понять свои чувства к Розе, посмотреть на цветок под другим углом. Он открывает ему мир человеческого сердца. Дружба с Лисом научила принца ритуалам дружбы и любви, о которых многие люди не помнят. Отрывок про Честолюбца Честолюбец является воплощением пустого тщеславия.
Подтекст таков: стань таким же, как все, уподобься остальным — и тебя примут. В рисунках рассказчика все, кроме Маленького принца, видели шляпу. Однако Маленький принц не просто видит то же, что и летчик — он способен увидеть большее, так как он видит этот мир не воображением и не разумом, а сердцем.
Данное сходство найдет себе объяснение в мудрой философии Лиса о зоркости сердца. Таким образом, взрослые подобны грибам, любящим цифры, как господин с багровым лицом, живущий на одной из множества планет и считающий себя серьезным человеком. В отличие от взрослых, душа ребенка — это страна слез, неизведанная и таинственная: «Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня? Но и Маленький принц стремится понять, поймать чужую душу, ведь он, задав интересующий его вопрос, не успокаивался до тех пор, пока не получал ответа. Попав на Землю, Маленький принц оказывается в пустыне символ одиночества. Первое существо, которое он встречает — змея. Образ змеи не только традиционный образ мудрости вспомним слова Заратустры у Ницше: «Если бы я мог стать мудрым вполне, как змея! Змея предупреждает гостя, что среди людей так же одиноко, как в пустыне. Одиночество, согласно авторскому мировоззрению, царит среди людей, поэтому, даже оказавшись среди них, не увидишь ничего, кроме пустыни. Следующим, кого встретил Маленький принц, был маленький единственный цветок, рассказавший, будто людей несколько человек: «Их всего-то, кажется, шесть или семь.
Я видел их много лет назад. Но где их искать — неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно». Это, по философии Сент-Экзюпери, значит: где искать людей, способных прочувствовать, понять другого человека — неизвестно, так как люди стали, как перекати-поле, их ничто не держит, не связывает, они свободны, как ветер и в то же время одиноки, как тот же единственный невзрачный цветок в пустыне. Это утрата жизненных ценностей, на что автор часто указывает в своей сказке. Маленький принц поднялся на гору. Эхо, разнесшееся по округе от произнесенных гостем слов, показались ему словами людей. Он тотчас подумал, что людям Земли не хватает фантазии, поэтому они повторяют сказанное. Маленький принц долго шел в поисках людей и попал в сад цветущих роз.
Для него это было неожиданно и больно, ведь его цветок был точно таким же, хоть утверждал, что другого такого нет во всей Вселенной. В расстроенных чувствах Маленький принц произносит: «Только и всего у меня было, что простая роза да три вулкана ростом мне по колено. Какой же я после этого принц? Этот образ не воспринимается как традиционная аллегория обмана и хитрости, наоборот, он ближе значению мифологии, где является воплощением судьбы и предвестником перемен. Ведь прописным истинам о том, что зорко только сердце и что тот, кто приручил, в ответе за прирученного, идут от Лиса. Лис учит звездного мальчика любить, видеть в розе, такой же, как множество других, единственную и неповторимую, учит искать пищу духовную. Маленький принц понимает, в чем смысл жизни — узнают лишь те вещи, которые приручают, а приручить — значит полюбить. Без любви невозможно понимание этого мира, поскольку только это чувство позволяет расширить рам- ки своего мира, увидеть и понять то, что ранее казалось далеким и недоступным. Таким образом, Маленький принц нашел то, что искал, его дух стал свободным, потому что он научился любить. Любовь дви- жет миром, она определяет поступки, помогает жить.
Маленький принц спасает летчика от моральной гибели. Маленький принц покинул Землю, потому что узнал, для чего стоит жить в этом мире и почему слова иногда скрывают суть, которую может увидеть и распознать только сердце. Итак, любовь как первооснова философии А. Чтобы постичь гармонию бытия, необходимо преодолеть путь в три ступени: сначала осмыслить тяжесть своей жизни и попытаться избавиться от ее груза, потом — суметь найти в себе желание побороть те общепринятые нормы и правила, которые привносят в жизнь ложь, мешают понять себя, нужно бороться с самим собой, чтобы освободить дух, и, наконец, нужно прийти к самоосознанию. Писатель близок к теории Ф. Ницше о сверхчеловеке, и его герой своим совершенством напоминает Заратустру, однако, Маленький принц пришел к самосовершенству через любовь ко всему миру. Модернистские течения в западноевропейской литературе: философская основа, эстетический манифест, художественные особенности любое направление на выбор: символизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм, футуризм, дадаизм, экзистенциализм. Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям и их осуществлению на практике. Общие черты: утрата точки опоры, разрыв как с позитивизмом XIX века, так и с традиционным мировоззрением христианской Европы; субъективизм, деформация мира или художественного текста; утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; формализм. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф.
Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С. Малларме, осознала единство художественных устремлений. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П. Верлен, опубликовавший в газетах «Пари модерн» и «Ла нувель рив гош» свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты. В 1886 Ж. Мореас поместил в «Фигаро» Манифест символизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш. Бодлера, С.
Малларме, П. Верлена, Ш. В Манифесте символистов Ж. Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. Подобная «чувственная форма», в которую облекается Идея — символ. Принципиальное отличие символа от художественного образа — его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе. Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И. Канта, А.
Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а также размышлениями Ф. Ницше о сверхчеловеке, пребывании «по ту сторону добра и зла». В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма — в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру. Становление символизма во Франции — стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, — связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш. Верлена, А. Предтеча символизма во Франции — Ш. Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками.
Поиск соответствий — в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов. Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М. Уже первый поэтический сборник Метерлинка Теплицы был насыщен неясными намеками, символами, герои существовали в полуфантастической обстановке стеклянной теплицы. Одной из самых влиятельных фигур европейского символизма был норвежский писатель и драматург Г. Ибсен разграничивал свое искусство и французский вариант символизма: его драмы строились на «идеализации материи, преображении реального», а не на поисках запредельного, потустороннего. В английской литературе символизм представлен фигурой О. Тяга к эпатажу буржуазной публики, любовь к парадоксу и афоризму, жизнетворческая концепция искусства «искусство не отражает жизнь, а творит ее» , гедонизм, частое использование фантастических, сказочных сюжетов, а позже и «неохристианство» восприятие Христа как художника позволяют отнести О. Уальда к писателям символистской ориентации. Сложился в Цюрихе, столице нейтральной Швейцарии, стараниями поэтов-эмигрантов из воюющих стран Т.
Тзара, Р. Гюльзенбек , которые издавали журнал "Кабаре Вольтер" 1916-1917. Дадаисты декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны, стремление вывести публику из самодовольной успокоенности. Эстетической формой их протеста стало искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа. Эти два слога достигли цели, достигли "звонкого бессмыслия", абсолютной незначимости", - писал Анд ре Жид в статье "Дада". Совершенное - это то, чего нельзя больше воспроизвести, ставить же перед собой прошлое - значит преграждать путь в будущее". Наиболее заметен среди дадаистов швейцарский поэт Тристан ТЗАРА 1896-1963 , автор книг "Семь манифестов дада" 1924 , "Приблизительный человек" 1931 , известной "Песенки дада", в которой обыгрываются случайные образы, неожиданные ассоциации и в то же время присутствует элемент пародии на бульварный роман и натуралистическую поэзию. В какой-то мере смысл поэзии Тзары и дадаистов в целом передают его слова "Я пишу манифест, и я ничего не хочу, я говорю между тем кое-что, и я в принципе против манифестов, как я против принципов". В этих словах - отрицание, которое найдет свое дальнейшее развитие во французском сюрреализме и немецком экспрессионизме, к чьим программам примкнут дадаисты. Бретоном при участии Л.
Арагона в 1924 году, и манифесте, появившемся в январе 1925 года. Вместо изображения объективной реальности целью искусства в них провозглашены сверхчувственная надреальность и мир подсознательного, а в качестве главного способа творения - "автоматическое письмо", метод бесконтрольной выразительности и совмещение несовместимого. Сюрреализм стремился раскрепостить сущность человека, подавленного цивилизацией, и осуществить коммуникацию, воздействуя на подсознательные импульсы. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли.
Феномен сказки "Маленький принц" в том, что, написанная для взрослых, она прочно вошла в круг детского чтения. Не все доступное взрослым откроется сразу детям, ведь многие читатели понимают сказку лишь став взрослыми и перечитав её. Несмотря на это, дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни; так же детям близко видение авторского идеала в детской душе.
Только в детях Экзюпери видит самую ценную, ничем не замутненную основу человеческого бытия, потому что только они умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их практическим значением! Главная мысль произведения «Маленький принц» Экзюпери легко определяется после прочтения. Главная мысль «Маленький принц» Экзюпери Автор в лице Маленького принца показывает нам что является главным и имеет смысл в жизни. Как научиться доверять друг другу, быть добрыми и понимать что мы в ответе за тех кого приручили, о том что мы должны помнить что мы все «родом из детства». Ведь Маленький принц сам проходил этот путь, познавал мир который находится вокруг него, и научилься слушать свое сердце. Только художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Ещё на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто ещё рождается одна звезда или цветок.
Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. Особенности сюжета «Маленький принц» Сент-Экзюпери берёт за основу традиционный сказочный сюжет Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок.
Читая произведения А. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции 1944 — он не вернулся на базу с боевого задания, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир. Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутона и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и изящные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение. Маленький принц — главный персонаж сказки — показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза глядят, то далеко не уйдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые по цифрам доходов, честолюбием, жадностью забыли свое человеческое призвание.
На Земле Маленький принц попадает в сад с множеством роз. В эту тяжелую для малыша минуту, когда он испытывает волнение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется ноября. Он говорит о бездонность человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое — свое время: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза — единственная в мире, потому что он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить неустанным душевным трудом.
Самого главного глазам не видно ». Надо уметь быть преданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться ко злу, потому что каждый отвечает не только за собственную судьбу. Впитывая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему содержанию произведения, можно согласиться с мнением А. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленького принца незадолго до своего конца … пожалуй, человеческие души отдельные, некоторые всегда выдают свой последний лебедино-чистый, прощальный крик … ». Эта сказка — своеобразное завещание мудрого человека нам, оставшихся на этой неидеальный планете. Да и сказка это? Вспомним пустыню, в которой летчик, потерпевший аварию, встречает Маленького принца.
В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся ее жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще — то, где и когда ты проявил трусость, нечестнисть, непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает нечто, недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и поэтому из его уст в эти моменты истины и прозрениявырывается мольба: «Господи! Отведи беда, и я стану лучше, более благородным и великодушным » Видимо, в образе Маленького принца к рассказчика пришло его безгрешную детство «Но ты невиновен и прибыл со звезды», — говорит автор, обращаясь к Маленького принца , его чистая, незапятнанная совесть. Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в нем и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к товарищам совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, то есть он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его ЖИТЬ.
Но пустыня — это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко …». Волшебная, печальная притча, «загримированный под сказку» А. Нравственные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью изящных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, запрашивая за моральные ориентиры: «себя судить намного труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый »,« Тщеславны люди являются глухими ко всему, кроме похвалы »,« Но глаза не видят. Надо искать сердцем ». Это произведение заставляет и нас по-другому взглянуть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных представляется таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля по своей крохотной планеты.
Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко — так, как почувствовал Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свой долг перед единственной и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами! Опубликовано в 1943 году как детская книжка. Интересна история публикации сказки А. Сент-Экзюпери: Написан! Первое французское издание: «Editions Gallimard», 1946 г.
В русском переводе: Нора Галь, 1958 г. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Во время встречи с автором Маленький принц уже знаком с рисунком «Слон в удаве». Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи.
Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые ещё не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать.
Сам автор обладал таким по-детски острым зрением. То, что «Маленький принц» - сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи Лис, Змея, Роза. Произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» относится к жанру философской сказки-притчи. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей.
В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто еще рождается одна звезда или цветок. Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человеческий труд должен иметь смысл,- а не просто превращаться в механические действия. Сент-Экзюпери берег за основу традиционный сказочный сюжет Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.
Но это только внешняя сторона сюжета. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему находит решение. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу.
Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно. Особенности сюжета «Маленький принц» Сент-Экзюпери берёт за основу традиционный сказочный сюжет Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи.
5 жизненных уроков из "Маленького принца", подкрепленных научными фактами
Философская сказка “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери охватывает ряд глобальных проблем, ставя на первый план вопрос о смысле жизни. «Маленький принц»-известная детская сказка французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, завоевавшая сердца многих юных читателей. Лиса объясняет, что смысл окружающего его мира будет обогащен, потому что маленький принц приручил его.
Анализ произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери
книга не совсем обычная, и занимает особое место даже среди произведений самого автора. Маленький принц приобретает на Земле мудрость, он выдерживает испытание и возвращается на свою планету, к своей розе, потому что каждый отвечает за свою планету и за тех, кого приручил. На протяжении всей истории Маленький принц старается ответить на один из главных философских вопросов: в чем смысл жизни? Анализ произведения Сент-Экзепюри «Маленький принц»: история создания, направление, жанр, суть, главные герои и характеристики, тема, проблематика, основная мысль, чему учит. Анализ произведения «Маленький принц» / Полина Чернышова, Елизавета Буркова. Произведение Маленький принц, созданное Антуаном де Сент-Экзюпери во время второй мировой войны, принесло автору всемирную славу.
«Маленький принц»: как детская сказка стала главным трудом экзистенциализма
красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. Анализ произведения «Маленький принц» построен не только на раскрытии основных тем, но и на описании композиционной структуры. Маленький принц знакомится с лисом и тот просит приручить его, потому что быть одиноким очень плохо. «Маленький принц» был создан в 1942 году в Нью-Йорке, в вынужденной эмиграции из родной Франции, оккупированной фашистскими войсками.
В чем смысл произведения экзюпери маленький принц
Конечно, прочесть ее нетрудно — сказка невелика. Но не только в этом причины столь беспрецедентной популярности. Свой особый стиль Экзюпери на первых порах активно отстаивал, как перед критикой, так и перед своими коллегами-летчиками. Если критики после выхода в 1931 году «Ночного полета» упрекнули автора в излишней литературщине, то летчики просто посчитали его зазнайкой и позером. Но Экзюпери не отказался от своего слога, он совершенствовал его, пока тот не достиг кристальной ясности и лаконичности в «Маленьком принце». Из письма А. Сент-Экзюпери к Ренэ де Соссин: «…По-моему, даже самый грубый человек не мыслит техническими терминами, когда необходимость действовать не позволяет ему выбирать слова, и он предоставляет телу думать самостоятельно — не словами, а символами, вне слов. Он потом забывает их, как бы пробуждаясь ото сна, и заменяет их техническим языком, но в символе заключалось все.
И это не было литературщиной. Зачем мне это? Нет, я уловил самое это сознание, живущее в грезе, которое иногда удается схватить в момент пробуждения…». Сент-Экзюпери «Цитадель»: «Надо творить. Если ты способен на это — не заботься об остальном… Если ты основываешь религию, не заботься о догматике». На самом деле гениальность стиля Экзюпери и заключается в том, что он далек от литературщины. Его образы, символы и метафоры действительно «придуманы телом».
Да собственно говоря, это вовсе никакие не метафоры. Он не переносит свойства одного предмета на другой, а напротив — сразу раскрывает в образе, в слове несколько слоев. И он не виноват в том, что привыкший к литературным приемам читатель, пытается вычленить только один слой. Я уже писал о цельности восприятия мира ребенком. Экзюпери сохранил в себе это качество и повзрослев.
Интересно, как сказка смогла вобрать в себя такие глубокие рассуждения и донести их сквозь года до следующих поколений читателей. Источник Смысл произведения Маленький принц Простая и добрая, любимая всеми сказка «Маленький принц» одна из самых популярных среди взрослых и детей. Она несет в себе простые истины, без знания которых жизнь не будет полной и насыщенной. Каждая страница этой сказки-притчи пропитана теплом и светом, исходящим от главного героя — Маленького принца. Он наивен и мудр, казалось бы, — это несочетаемые качества, но в главном герое они лишь дополняют друг друга.
Смысл названия книги «Маленький принц» — относит читателя к главному герою. Он прилетел на Землю с другой планеты, где был единственным человеком на ней. Он был ее принцем. Почему не королем? Потому что автор старается сделать Маленького принца похожим на ребенка. Герой появляется перед автором книги в образе маленького мальчика. Надо отметить, что образ принца и наделен чертами ребенка: наивностью, добротой, щедростью. Принц заботился о своей планете и любил ее всей душой, однако, в какой-то момент он понял, что ему необходимо узнать и весь мир вокруг. Маленький принц решается отправиться в путешествие по другим планетам, чтобы найти для себя новые знания. Про что книга «Маленький принц» Задумавшись над тем, о чем книга «Маленький принц», стоит отметить, что в ней содержится очень много скрытых истин, относящихся к жизни людей.
Перед тем как попасть на планету Земля и случайно встретиться с летчиком в пустыне летчик — он же автор книги, от его лица ведется повествование , Маленький принц оказывается и на других планетах, где встречает разных и очень странных людей. Так, Маленьких принц попадает во владения самодовольного короля, который ошибочно полагает, что может повелевать всем на свете. Например, король думает, что может заставить солнце погаснуть. Король настолько напыщен, что Маленькому принцу быстро надоедает его общество и он отправляется дальше в свое путешествие. А король-самодур остается один на своей планете, где сам подстраивается под природные явления и считает, что это он сам ими повелевает. Затем Маленький принц находит честолюбивца, который делает все, ради привлечения к себе внимания. Этот человек готов на все, лишь бы им все вокруг восхищались. Маленькому принцу становится тошно находиться на этой планете, и он летит дальше. После герой видит пьяницу, которые пьет для того, чтобы забыться. Этот человек взывает жалость у Маленького принца.
Главный герой понимает, что пьяница мучается и поступает глупо пьет снова и снова. Маленький принц видит всю глупость и замкнутость ситуации, но никак не может помочь пьющему человеку, поскольку понимает, что только пьяница может помочь себе сам, прекратив пить. На пути главного героя встречается счетовод, который любит все подсчитывать и присваивать себе. Этот деловой человек кажется Маленькому принцу сумасшедшим, ведь счетовод не может завладеть звездами, хоть он их и считает. Жизнь этого человека кажется Маленькому принцу бессмысленной и глупой, он не может переубедить счетовода и улетает от него. Маленький принц прилетает на планету со множеством фонарей, где он встречает фонарщика. Это единственный герой, который понравился Маленькому принцу. Лишь он делает что-то не для себя, а для других. Этот человек остается верным своему слову. Он вызывает уважение у главного героя.
Позже Маленький принц знакомится с географом.
В этом и заключается главная мысль «Маленького принца»: настоящая дружба и любовь — это крепкая связь, основанная на заботе, чувстве ответственности, нежности, внимании. Поэтому Маленький принц возвращается на свою планету, ведь она нуждается в его заботе. Там его ждёт роза, которая для него лучше всех остальных роз. Теперь он знает, что любить её нужно не за ветреные слова, а за дела: за ту радость, которую она дарила принцу, за чудесный аромат, который так ему нравился.
Эту истину Маленький принц постигает сердцем, понимая, что «самого главного глазами не увидишь». Планета Маленького принца Образ планеты Маленького принца тоже связан с основной мыслью произведения. Планета — это символ общего дома и человеческой души. Нужно постоянно ухаживать за своей душой, оберегая её от зла и пороков. Иносказательно формулирует эту главную мысль Маленький принц: встал поутру — «приведи в порядок свою планету».
Кроме того, планета — это символ общего дома людей. Её постоянно надо очищать от зла, символом которого в произведении являются баобабы. Маленький принц рассказывает, что на одной маленькой планете лентяй не стал выдёргивать всего лишь три ростка баобаба, они быстро выросли и погубили планету. Экзюпери писал произведение в начале Второй Мировой войны, поэтому он размышляет о том, как люди не смогли сразу распознать и искоренить зло — идеи фашизма, в результате они разрослись и раздирают планету ненавистью и войной. Поэтому можно сформулировать ещё одну главную мысль «Маленького принца»: каждый человек несёт ответственность за искоренение зла на земле, за сохранение общего дома.
Размышления о жизни Экзюпери Не менее значимы и размышления де Сент-Экзюпери в сказке о смысле жизни. Он показывает многих второстепенных персонажей, которые замкнуты в своём узком мирке и их жизнь оказывается бессмысленной. Так, Географ бессмысленно записывает сведения путешественников об увиденном, требует принести доказательства, например, камни с горы, на которой побывал путешественник. Сам же Географ никогда не покидает пределы своего кабинета и ни разу не видел ни гор, ни морей. Пьяница каждый день пьёт, объясняя это чувством вины за своё пьянство.
Деловой человек бессмысленно пересчитывает звёзды, ничего не зная о них. Каждый из них лишает себя возможности видеть в мире интересное. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, глупость — вот те пороки, которые обедняют жизнь и лишают её истинного смысла. Главная мысль «Маленького принца» Экзюпери заключается в утверждении истинных ценностей человеческого бытия, в теме духовного развития человека и умении понимать настоящую любовь и дружбу. Интересно, как сказка смогла вобрать в себя такие глубокие рассуждения и донести их сквозь года до следующих поколений читателей.
Источник Смысл произведения Маленький принц Простая и добрая, любимая всеми сказка «Маленький принц» одна из самых популярных среди взрослых и детей. Она несет в себе простые истины, без знания которых жизнь не будет полной и насыщенной. Каждая страница этой сказки-притчи пропитана теплом и светом, исходящим от главного героя — Маленького принца. Он наивен и мудр, казалось бы, — это несочетаемые качества, но в главном герое они лишь дополняют друг друга. Смысл названия книги «Маленький принц» — относит читателя к главному герою.
Он прилетел на Землю с другой планеты, где был единственным человеком на ней. Он был ее принцем. Почему не королем? Потому что автор старается сделать Маленького принца похожим на ребенка. Герой появляется перед автором книги в образе маленького мальчика.
Надо отметить, что образ принца и наделен чертами ребенка: наивностью, добротой, щедростью. Принц заботился о своей планете и любил ее всей душой, однако, в какой-то момент он понял, что ему необходимо узнать и весь мир вокруг.
Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты — это твои действия, и нет другого тебя. Ее он описывает в сказке, делая отправной точкой в развитии сюжета. В шесть лет мальчик прочитал книгу про удава и нарисовал змею, проглотившую слона.
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: коротко о главном Взрослые его высмеяли и посоветовали заняться чем-нибудь более стоящим. И вот мальчик вырос и стал лётчиком. Однажды, у него в пустыне заглох мотор, и он был вынужден сделать посадку.
Анализ произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери
Художественный образ Лиса - аллегорическое изображение дружбы, рождающейся из привычки, любви и желания быть кому-то нужным. В понимании животного друг — тот, кто наполняет его жизнь смыслом: разрушает скуку, позволяет видеть красоту окружающего мира сравнение золотистых волос Маленького принца с пшеничными колосьями и плакать при расставании. Маленький принц хорошо усваивает данный ему урок. Прощаясь с жизнью, он думает не о смерти, а о друге. Образ Лиса в повести также соотносится с библейским Змеем-искусителем: впервые герой встречает его под яблоней, животное делится с мальчиком знанием о самых важных жизненных основах — любви и дружбе. Как только Маленький принц постигает это знание, он тут же приобретает смертность: на Земле он появился, путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может только путём отказа от физической оболочки.
В роли сказочных чудовищ в повести Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор выхватывает из общей массы и помещает каждого на свою планету, замыкающую в себе человека и словно под увеличительным стеклом показывающую его сущность. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость — наиболее характерные черты взрослых людей. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, в этом ряду взрослых выглядит фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути. Возможно, именно поэтому оно и теряет свой смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле уже вовсю работает электрическое освещение.
Любовь дви- жет миром, она определяет поступки, помогает жить.
Маленький принц спасает летчика от моральной гибели. Маленький принц покинул Землю, потому что узнал, для чего стоит жить в этом мире и почему слова иногда скрывают суть, которую может увидеть и распознать только сердце. Итак, любовь как первооснова философии А. Чтобы постичь гармонию бытия, необходимо преодолеть путь в три ступени: сначала осмыслить тяжесть своей жизни и попытаться избавиться от ее груза, потом — суметь найти в себе желание побороть те общепринятые нормы и правила, которые привносят в жизнь ложь, мешают понять себя, нужно бороться с самим собой, чтобы освободить дух, и, наконец, нужно прийти к самоосознанию. Писатель близок к теории Ф.
Ницше о сверхчеловеке, и его герой своим совершенством напоминает Заратустру, однако, Маленький принц пришел к самосовершенству через любовь ко всему миру. Модернистские течения в западноевропейской литературе: философская основа, эстетический манифест, художественные особенности любое направление на выбор: символизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм, футуризм, дадаизм, экзистенциализм. Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям и их осуществлению на практике. Общие черты: утрата точки опоры, разрыв как с позитивизмом XIX века, так и с традиционным мировоззрением христианской Европы; субъективизм, деформация мира или художественного текста; утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; формализм. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф.
Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С. Малларме, осознала единство художественных устремлений.
Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П. Верлен, опубликовавший в газетах «Пари модерн» и «Ла нувель рив гош» свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты. В 1886 Ж. Мореас поместил в «Фигаро» Манифест символизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш. Бодлера, С.
Малларме, П. Верлена, Ш. В Манифесте символистов Ж. Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. Подобная «чувственная форма», в которую облекается Идея — символ.
Принципиальное отличие символа от художественного образа — его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе. Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И. Канта, А.
Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а также размышлениями Ф. Ницше о сверхчеловеке, пребывании «по ту сторону добра и зла». В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния. Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма — в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру.
Становление символизма во Франции — стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, — связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш. Верлена, А. Предтеча символизма во Франции — Ш. Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками.
Поиск соответствий — в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов. Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М. Уже первый поэтический сборник Метерлинка Теплицы был насыщен неясными намеками, символами, герои существовали в полуфантастической обстановке стеклянной теплицы. Одной из самых влиятельных фигур европейского символизма был норвежский писатель и драматург Г.
Ибсен разграничивал свое искусство и французский вариант символизма: его драмы строились на «идеализации материи, преображении реального», а не на поисках запредельного, потустороннего. В английской литературе символизм представлен фигурой О. Тяга к эпатажу буржуазной публики, любовь к парадоксу и афоризму, жизнетворческая концепция искусства «искусство не отражает жизнь, а творит ее» , гедонизм, частое использование фантастических, сказочных сюжетов, а позже и «неохристианство» восприятие Христа как художника позволяют отнести О. Уальда к писателям символистской ориентации. Сложился в Цюрихе, столице нейтральной Швейцарии, стараниями поэтов-эмигрантов из воюющих стран Т.
Тзара, Р. Гюльзенбек , которые издавали журнал "Кабаре Вольтер" 1916-1917. Дадаисты декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны, стремление вывести публику из самодовольной успокоенности. Эстетической формой их протеста стало искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа. Эти два слога достигли цели, достигли "звонкого бессмыслия", абсолютной незначимости", - писал Анд ре Жид в статье "Дада".
Совершенное - это то, чего нельзя больше воспроизвести, ставить же перед собой прошлое - значит преграждать путь в будущее". Наиболее заметен среди дадаистов швейцарский поэт Тристан ТЗАРА 1896-1963 , автор книг "Семь манифестов дада" 1924 , "Приблизительный человек" 1931 , известной "Песенки дада", в которой обыгрываются случайные образы, неожиданные ассоциации и в то же время присутствует элемент пародии на бульварный роман и натуралистическую поэзию. В какой-то мере смысл поэзии Тзары и дадаистов в целом передают его слова "Я пишу манифест, и я ничего не хочу, я говорю между тем кое-что, и я в принципе против манифестов, как я против принципов". В этих словах - отрицание, которое найдет свое дальнейшее развитие во французском сюрреализме и немецком экспрессионизме, к чьим программам примкнут дадаисты. Бретоном при участии Л.
Арагона в 1924 году, и манифесте, появившемся в январе 1925 года. Вместо изображения объективной реальности целью искусства в них провозглашены сверхчувственная надреальность и мир подсознательного, а в качестве главного способа творения - "автоматическое письмо", метод бесконтрольной выразительности и совмещение несовместимого. Сюрреализм стремился раскрепостить сущность человека, подавленного цивилизацией, и осуществить коммуникацию, воздействуя на подсознательные импульсы. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений".
Само слово "сюрреализм" впервые употреблено Г. Аполлинером в предисловии к своей драме "Груди Тирезия", где автор просил прощения за придуманный им неологизм. Тот ему понадобился, чтобы обновить театр, вернуть его к самой природе, не повторяя ее: "Когда человек решил подражать ходьбе, он создал колесо - предмет, не схожий с ногой. Это был бессознательный сюрреализм". Слагаемые сюрреалистического образа - это деформация, сочетание несочетаемого, свободная ассоциативность.
Слово использовалось сюрреалистами в игровой функции, при этом процесс "остранения" слов доводился нередко до крайности, рождая, по мнению Джанни Родари, настоящие "биномы фантазии", еще точнее - "полиномы фантазии". Для поэтики сюрреализма характерны разъятие предмета на составные части и "перекомпоновка" их, условное космическое пространство, безвременье и статика коллажа. Все это нетрудно увидеть на картинах С. Дали, в поэзии Ф. Супо,, Ж.
История школы сюрреализма оказалась недолговечной. Французская школа, как и чешская, польская, а еще ранее испанская и многие другие, возникшие в разных странах Европы, ощутила свою несостоятельность перед угрозой фашизма и надвигающейся второй мировой войной и самораспустилась. Однако сюрреализм оказал влияние на искусство XX века: поэзию Элюара, Арагона, Незвала, Лорки, на живопись и декоративно-прикладное искусство, кинематограф, на все окружающее современного человека пространство. Импрессионизм как метод впервые появился в живописи, затем распространился на другие виды искусства. Термин возник, когда в 1874 на выставке в Париже молодых художников, отвергнутых официальным Салоном, К.
Моне представил свою картину Впечатление. Восход солнца 1872. В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма. Традиционное изображение требовало абстрагирования от конкретного объекта и впечатлений от него, их суммирования и выделения некой средней идеи, при этом нужно было отсечь случайное, запечатлев общее, главное.
Импрессионизм же был против общего, утверждал частное, импрессионисты изображали каждое мгновение. Это означало: никакого сюжета, никакой истории. Мысль заменялась восприятием, рассудок — инстинктом. Братья Э. Гонкур в своих Дневниках, ставших образцом импрессионистической критики, заявляли: «...
Живопись — это краски... Они же произнесли знаменитую фразу, ставшую формулой импрессионизма: «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство». Импрессионистическая поэтика вполне подходила под теорию натурализма. Натурализм стремился прежде всего выражать природу, но во впечатлении от нее. Он требовал правдивости, верности натуре, но это означало верность первому впечатлению.
В своих романах Э.
В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?
Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают» «Какая красота! Взрослые любят здравомыслящих. Под этим словом они понимают тех, кто говорит о чем-либо по сути. Отсюда следует ряд вопросов, над которыми размышляет рассказчик: что есть суть? Разговоры о том, что тебя не интересует, или то, что волнует именно тебя?
Чье понимание мира есть истинным: собственное или чужое? Эти вопросы будут находить свои ответы на протяжении всего произведения. Взрослые не верят тем, кто выглядит с их точки зрения глупо. Астроном, видевший астероид Б-612, предположительно с которого и прилетел Маленький принц, был одет по-турецки, поэтому его открытию в 1909 году никто не поверил. Позже, одетый по последней евро- пейской моде, тот же докладчик получает признание. Подтекст таков: стань таким же, как все, уподобься остальным — и тебя примут.
В рисунках рассказчика все, кроме Маленького принца, видели шляпу. Однако Маленький принц не просто видит то же, что и летчик — он способен увидеть большее, так как он видит этот мир не воображением и не разумом, а сердцем. Данное сходство найдет себе объяснение в мудрой философии Лиса о зоркости сердца. Таким образом, взрослые подобны грибам, любящим цифры, как господин с багровым лицом, живущий на одной из множества планет и считающий себя серьезным человеком. В отличие от взрослых, душа ребенка — это страна слез, неизведанная и таинственная: «Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня? Но и Маленький принц стремится понять, поймать чужую душу, ведь он, задав интересующий его вопрос, не успокаивался до тех пор, пока не получал ответа.
Попав на Землю, Маленький принц оказывается в пустыне символ одиночества. Первое существо, которое он встречает — змея. Образ змеи не только традиционный образ мудрости вспомним слова Заратустры у Ницше: «Если бы я мог стать мудрым вполне, как змея! Змея предупреждает гостя, что среди людей так же одиноко, как в пустыне. Одиночество, согласно авторскому мировоззрению, царит среди людей, поэтому, даже оказавшись среди них, не увидишь ничего, кроме пустыни. Следующим, кого встретил Маленький принц, был маленький единственный цветок, рассказавший, будто людей несколько человек: «Их всего-то, кажется, шесть или семь.
Я видел их много лет назад. Но где их искать — неизвестно. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно». Это, по философии Сент-Экзюпери, значит: где искать людей, способных прочувствовать, понять другого человека — неизвестно, так как люди стали, как перекати-поле, их ничто не держит, не связывает, они свободны, как ветер и в то же время одиноки, как тот же единственный невзрачный цветок в пустыне. Это утрата жизненных ценностей, на что автор часто указывает в своей сказке.
Маленький принц поднялся на гору. Эхо, разнесшееся по округе от произнесенных гостем слов, показались ему словами людей. Он тотчас подумал, что людям Земли не хватает фантазии, поэтому они повторяют сказанное. Маленький принц долго шел в поисках людей и попал в сад цветущих роз. Для него это было неожиданно и больно, ведь его цветок был точно таким же, хоть утверждал, что другого такого нет во всей Вселенной. В расстроенных чувствах Маленький принц произносит: «Только и всего у меня было, что простая роза да три вулкана ростом мне по колено.
Какой же я после этого принц? Этот образ не воспринимается как традиционная аллегория обмана и хитрости, наоборот, он ближе значению мифологии, где является воплощением судьбы и предвестником перемен. Ведь прописным истинам о том, что зорко только сердце и что тот, кто приручил, в ответе за прирученного, идут от Лиса. Лис учит звездного мальчика любить, видеть в розе, такой же, как множество других, единственную и неповторимую, учит искать пищу духовную. Маленький принц понимает, в чем смысл жизни — узнают лишь те вещи, которые приручают, а приручить — значит полюбить. Без любви невозможно понимание этого мира, поскольку только это чувство позволяет расширить рам- ки своего мира, увидеть и понять то, что ранее казалось далеким и недоступным.
Таким образом, Маленький принц нашел то, что искал, его дух стал свободным, потому что он научился любить. Любовь дви- жет миром, она определяет поступки, помогает жить. Маленький принц спасает летчика от моральной гибели. Маленький принц покинул Землю, потому что узнал, для чего стоит жить в этом мире и почему слова иногда скрывают суть, которую может увидеть и распознать только сердце. Итак, любовь как первооснова философии А. Чтобы постичь гармонию бытия, необходимо преодолеть путь в три ступени: сначала осмыслить тяжесть своей жизни и попытаться избавиться от ее груза, потом — суметь найти в себе желание побороть те общепринятые нормы и правила, которые привносят в жизнь ложь, мешают понять себя, нужно бороться с самим собой, чтобы освободить дух, и, наконец, нужно прийти к самоосознанию.
Писатель близок к теории Ф. Ницше о сверхчеловеке, и его герой своим совершенством напоминает Заратустру, однако, Маленький принц пришел к самосовершенству через любовь ко всему миру. Модернистские течения в западноевропейской литературе: философская основа, эстетический манифест, художественные особенности любое направление на выбор: символизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм, футуризм, дадаизм, экзистенциализм. Модернизм - это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям и их осуществлению на практике. Общие черты: утрата точки опоры, разрыв как с позитивизмом XIX века, так и с традиционным мировоззрением христианской Европы; субъективизм, деформация мира или художественного текста; утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; формализм. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф.
Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Как художественное течение символизм публично заявил о себе во Франции, когда группа молодых поэтов, в 1886 сплотившаяся вокруг С. Малларме, осознала единство художественных устремлений. Оформлению символизма в литературное направление немало способствовал П.
Верлен, опубликовавший в газетах «Пари модерн» и «Ла нувель рив гош» свои символистские стихотворения и серию очерков Проклятые поэты. В 1886 Ж. Мореас поместил в «Фигаро» Манифест символизма, в котором сформулировал основные принципы направления, опираясь на суждения Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, Ш.
В Манифесте символистов Ж. Мореас определял природу символа, который вытеснял традиционный художественный образ и становился основным материалом символистской поэзии. Подобная «чувственная форма», в которую облекается Идея — символ. Принципиальное отличие символа от художественного образа — его многозначность. Символ нельзя дешифровать усилиями рассудка: на последней глубине он темен и не доступен окончательному толкованию. Многослойность символа, его незамкнутая многозначность опиралась на мифологические, религиозные, философско-эстетические представления о сверхреальности, непостижимой в своем существе.
Теория и практика символизма были тесно сопряжены с идеалистической философией И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Шеллинга, а также размышлениями Ф. Ницше о сверхчеловеке, пребывании «по ту сторону добра и зла». В своей основе символизм смыкался с платонической и христианской концепциями мира, усвоив романтические традиции и новые веяния.
Не осознаваясь продолжением какого-то конкретного направления в искусстве символизм нес в себе генетический код романтизма: корни символизма — в романтической приверженности высшему принципу, идеальному миру. Становление символизма во Франции — стране, в которой зародилось и расцвело символистское движение, — связано с именами крупнейших французских поэтов: Ш. Верлена, А. Предтеча символизма во Франции — Ш. Бодлер, выпустивший в 1857 книгу Цветы зла. В поисках путей к «несказанному» многими символистами была подхвачена мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками.
Поиск соответствий — в основе символистского принципа синтеза, объединения искусств. Мотивы взаимопроникновения любви и смерти, гениальности и болезни, трагического разрыва между внешностью и сущностью, содержавшиеся в книге Бодлера, стали доминирующими в поэзии символистов. Бельгийский символизм представлен фигурой крупнейшего драматурга, поэта, эссеиста М. Уже первый поэтический сборник Метерлинка Теплицы был насыщен неясными намеками, символами, герои существовали в полуфантастической обстановке стеклянной теплицы. Одной из самых влиятельных фигур европейского символизма был норвежский писатель и драматург Г. Ибсен разграничивал свое искусство и французский вариант символизма: его драмы строились на «идеализации материи, преображении реального», а не на поисках запредельного, потустороннего.
В английской литературе символизм представлен фигурой О. Тяга к эпатажу буржуазной публики, любовь к парадоксу и афоризму, жизнетворческая концепция искусства «искусство не отражает жизнь, а творит ее» , гедонизм, частое использование фантастических, сказочных сюжетов, а позже и «неохристианство» восприятие Христа как художника позволяют отнести О.
Рассказчик — лётчик, совершивший из-за поломки самолёта посадку в пустыне Сахара. Здесь он знакомится с Маленьким принцем, который «тоже упал с неба».
Мальчик жил на маленькой планете величиной с дом. Для взрослых, любящих подсчёты и цифры, рассказчик уточняет название астероида — Б-612. Ключевые слова в рассказе Маленького принца о своей жизни на астероиде — это «баобабы», «три вулкана» два действующих и один потухший и «роза с шипами». Маленький принц заботился о родной планете: каждое утро выпалывал ростки баобабов, которые, если их не уничтожить, разрастутся и разорвут планету в клочья.
В чём символический смысл баобабов и борьбы с ними? Учитывая историческую и политическую обстановку и время, когда писалась сказка, это может быть фашизм, но в более обобщённом смысле это всё, что грозит человечеству гибелью. Маленький хозяин астероида Б-612 прочищает и действующие вулканы. Забота о планете и ответственность за её существование — это главная обязанность Маленького принца.
Заботится малыш и о розе, которая неожиданно выросла на его планете и наполнила её чудесным ароматом. Гордая и в то же время обидчивая и простодушная роза дорога сердцу Маленького принца, несмотря на её капризы, эгоизм, жестокость и высокомерие. Мальчик полюбил розу и не понимал, зачем розам шипы, если это не спасёт их от тигров. Устав от капризов розы, малыш отправляется путешествовать по Вселенной.
Анализ произведения «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Анализ произведения Сент-Экзепюри «Маленький принц»: история создания, направление, жанр, суть, главные герои и характеристики, тема, проблематика, основная мысль, чему учит. книга не совсем обычная, и занимает особое место даже среди произведений самого автора. Одна из таких книг – «Маленький принц». Смысл произведения для детей в том, что нужно учиться мудрости, ценить дружбу, слушать свое сердце. Сочинение на тему: “Философский смысл произведения “Маленький принц” О каком бы произведении ни шла речь, автор всегда желает вложить в него какую-то философию, чтобы сделать действительно полезным для читателя. Проблематика произведения «Маленький принц», анализ его морали и скрытого смысла показывают, что перед читателем — не обыкновенная сказка. Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце».