Теодор Курентзис — постоянный участник фестивалей в Зальцбурге, Люцерне, Экс-ан-Провансе, Бохуме и Санкт-Петербурге. Они предложили Теодору Курентзису возглавить пермский театр, а также перевезти в краевую столицу его оркестр и хор musicAeterna.
Пермь: начало
- 20 тысяч за билет: почему Курентзис стоит так дорого?
- Греческое детство
- Дирижер Теодор Курентзис: биография, личная жизнь, творчество ::
- Теодор Курентзис: биография, личная жизнь и творчество, интервью, жена и дети
- Биография Теодора Курентзиса
Теодор Курентзис – биография, фото, личная жизнь, новости, музыка 2023
А то, что уже есть в хорошей интерпретации, мне играть неинтересно. Я выбираю вещи, которые по-другому чувствую. Это ведь немного анархия — пускать зрителя за кулисы, в святая святых театра. Я знаю, что в 16 лет вы были анархистом и участвовали в афинских демонстрациях. Вам не кажется, что юношеские идеи до сих пор на вас влияют? Зритель должен приходить в театр не чтобы развлекаться, а чтобы работать. Понять в один миг то, о чем композитор размышлял годы, нельзя.
Надо приложить усилия. Когда приходишь на репетиции и встречаешься с композитором ежедневно, как это делаю я, музыка действует иначе, появляется новый уровень понимания. Только видя и слыша все стадии работы над произведением, можно понять, что в нее вложил композитор. А вообще, моя цель — стереть границу между сценой и залом. Я хочу создать ощущение, что мы все вместе, оркестр и зрители, делаем музыку. У меня нет религии, у меня есть вера, а это другое.
Вот прочитайте православную молитву «Верую» — там написано все, во что я верю. Конечно, на меня влияют идеи анархизма. Но не воззрения Прудона, например. Я не политический анархист. Я аполитичный человек. Анархизм, в который я верю — это возможность обновления человека и уважения к другому, возможность не подчиняться большинству, не принадлежать ни к каким сообществам, объединениям, сектам.
Когда ты сам принимаешь решения и обладаешь автономией — это защищает свободу другого человека. Эти идеи проповедует христианство. Настоящие анархисты для меня — это апостолы Христа. Потому что они во имя любви и истины, которая есть Христос, вышли из своих конфессий — иудаизма, язычества — и отреклись от политических течений Римской империи и Иудеи. Всеобщая любовь и свобода — это же утопические идеи, невозможные в мире. Анархическое государство существует.
Оно на Афоне. Там нет ни полиции, ни армии, зато есть братство. И если ты не хочешь жить в братстве — можешь уйти и жить сам. Монахи там готовы жертвовать своей свободой, чтобы дать свободу другим. Эти люди ушли от мира, чтобы молиться за человечество. И из-за этого в этом месте очень мощная энергия.
Когда я там, то чувствую, что я как будто не в этом мире, я перестаю быть собой. Афон, с его пещерами и монастырями — место силы.
В 2021-м ушла оттуда в Михайловский театр, где продолжает служить концертмейстером, несмотря на то, что несколько месяцев назад примкнула к оркестру Musica Aeterna. Томительное ожидание подзадоривает публику — зрители ждут, затаив дыхание. И вот появляется Теодор — в строгом черном костюме, с серьгами-кольцами в ушах, он смотрится магически. Задник в виде черных квадратов, в центре каждого из которых светится круглая лампа, мигает, заливая оркестр светом.
Курентзис начинает колдовать... Звучит симфоническая поэма «Франческа да Римини», которую Петр Чайковский написал на основе 5-й песни «Божественной комедии» Данте, где рассказывается трагическая история любви Франчески и младшего брата ее мужа Паоло. Их земная любовь длилась недолго, влюбленные только открыли друг другу сердца, а появился муж Франчески и убил его кинжалом. Они оказались в аду вместе, и, возможно, среди мук нашли свое счастье. По крайне мере так развивали описанную Данте сцену многие великие потомки, например, Дмитрий Мережковский писал: «…смерть — ничто, ничто для нас — могила, и нам не жаль потерянного рая, и муки в рай любовь преобразила... Музыка Чайковского созвучна этим строкам, она волнообразна — то возвышает и дает смутную надежду, то уносит вихрем в адское пламя.
Курентзис увеличивает накал этих полярных эмоций, ускоряя темп сочинения раза в полтора. Дирижер не стоит за пультом, а всем телом задает движение музыке, то подпрыгивая, то подаваясь вперед. Кажется, его быстрые пальцы закручивают невидимые винтики в воздухе, играют на нерве.
И посетовал, что «мы, русская публика, очень доверчивы». Добавим от себя: по сведениям «Интересанта», главным покровителем и спонсором Курентзиса является олигарх, имеющий непосредственное отношение к политическим событиям, происходящим сейчас в Петербурге. Именно поэтому гламурный дирижер и переезжает в наш город, именно поэтому ему с барского плеча и отдают Дом радио. Сегодня, 20 августа, Курентзис отработал в Перми последний день. Театр, оказавшейся в итоге у разбитого корыта, уже ищет скрипачей, альтистов, флейтистов, гобоистов, кларнетистов, фаготистов, тромбонистов, арфисток, а также артистов хора. Это - отличная иллюстрация к высказыванию самого Курентзиса в его прощальном письме к труппе театра: «Когда я впервые приехал в Пермь, думал, что останется, когда я должен буду уехать. Я хотел создать что-то не для себя, а для людей, которые живут в этом городе».
В общем, итог путешествий Теодора Курентзиса по стране стал для приютивших его театров разрушительным. Но, казалось бы, зачем беспокоиться Петербургу - ведь мы, к счастью, не какая-нибудь музыкальная периферия - при всем уважении к остальным городам России. Увы, этот посыл полностью неверен. Хороших коллективов в северной столице - раз, два - и обчелся. Ведь, повторимся, главное в искусстве в наше время - деньги. Есть имя, есть пиар - будут выступления в солидных местах, будет выручка, будут хорошие зарплаты. Именно поэтому музыканты предпочитают каторжный график в «выездных» коллективах безмятежному, но экономически неэффективному времяпрепровождению в оркестрах, чьи названия встречаются в основном на афишах городских мероприятий и в отчетах местного Комитета по культуре о проделанной работе. На этом фоне даже незыблемые доселе столпы могут поколебаться от пришествия Курентзиса. Санкт-Петербург, конечно, кузница музыкальных кадров - Курентзис и сам закончил нашу Консерваторию - но проблему нехватки настоящих профессионалов это вовсе не отменяет. Взять хоть тот же Михайловский театр.
В ведомстве Владимира Кехмана плодотворно работает балетная труппа - но так будет продолжаться ровно до той поры, пока спектакли не станут разваливаться без присмотра покинувшего театр балетмейстера Михаила Мессерера. Оперная труппа Михайловского всегда отличалась ограниченным функционалом: на премьеры приглашались пришлые звезды и заезжие режиссеры, ровного самостоятельного продукта за кехмановские годы здесь произвести так и не смогли. А вот оркестр в Михайловском театре хорош. Но и здесь нет ничего вечного.
Этот сочный, немного сонный город сильнее человека, причем ты не сразу это замечаешь. Но когда оказываешься в старом центре, идешь, например, на агору, вдыхаешь воздух, ты совершенно ясно понимаешь: земля говорит. Я не встретил такого ни в одном другом городе. Театр То же чувство испытываешь, например, в Эпидавре. Это наиболее полно сохранившийся, идеальный театр на Пелопоннесе. Здесь нужно немного сказать о философии театра. Действительно, античный театр разомкнут, он вопросителен. Почему он не закрывается, как обычный? Во-первых, театр всегда строился на очень неслучайном месте. Рядом с Эпидавром находится Асклепион — храм, посвященный богу-врачевателю, место, куда люди приезжали для исцеления. Театр напрямую связан с этим: он тоже был символическим видом терапии, сейчас бы сказали — психотерапии. Люди проводили там по восемь часов при тридцати градусах жары, и важнейшим компонентом театра был, как и в психотерапии, процесс задавания вопросов. Для этого в античном театре существовал хор — связующее звено между зрителем и действующим лицом. Хор в античной трагедии — это актеры, но они приближены к аудитории и выражают впечатления и внутренние замыслы протагонистов. Комментируя, они как бы вслух задают вопросы к драматическому действию и приглашают зрителя создавать эти вопросы вместе с ними. Они помогают ему пройти правильный путь. В театре играли только мужчины, и это касалось даже женских персонажей: роли исполнялись в масках. Зрителю не было интересно видеть лицо актера, его индивидуальные черты — он был идеограммой, суммой образов. Глядя на них и формируя этот бесконечный, многочасовой вопрос, зритель волей-неволей должен проектировать самого себя. В большинстве случаев вопрос не имел ответа. Тогда с помощью театральной машинерии появлялся deus ex machina дословно — «бог из машины» , который говорил: «Ответа нет, я разрешаю драму». Когда театр замкнулся, «закрылся», действие утратило этот момент становления и вопросительности. Поэтому Римская империя получила уже совершенно другой театр. Великое и сложное искусство сменилось увеселением и жестокостью: театр стал местом, где воевали и гибли, где казнили христиан, — началась эпоха декаданса, падения античного театра. Бог Как ни странно, мифология для Греции — не самое главное. Она была неким началом, необходимым для того, чтобы выстроить язык и мышление. Это очень важно понять. В России Греция ассоциируется с «мифами и легендами». При этом для меня как для грека она ассоциируется с искусством, философией и христианством. Божественная литургия, которую делали греки — Иоанн Златоуст и Василий Великий, который жил в Греции, — похожа на античную трагедию, которую они взяли в качестве образца: там точно так же есть протагонист, корифей, хор. Очень многие вещи перешли из Древней Греции в христианство. Придя в Афины, апостол Павел, по его собственным словам, проповедовал «неведомого бога» — пока не имеющего имени, интуитивно неназываемого, но которому греки, тем не менее, приносили жертву. Древнегреческое искусство не сделало существенных шагов вперед, за ним мог последовать лишь закат. Оно само по себе было периодом совершенства, недостижимого в течение долгих последовавших лет. Представьте себе «улучшение» скульптур Праксителя или драм Эсхила. Его «Прометей», по сути, история о воскресении.
Как Курентзис работал с двумя главами Прикамья и не смог — с третьим
24 февраля свое 50-летие отметил Теодор Курентзис – виртуозный и неординарный музыкант, поэт, дирижер и актер. Теодор Курентзис, Ромео Кастеллуччи и Одри Бонне на репетиции оперы "Жанна на костре". ↑ Биография Теодора Курентзиса (рус.). РИА Новости (21 июня 2019).
Теодор Курентзис: жена и дети. О личной жизни дирижера
В настоящее время Теодор Курентзис — главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, создатель оркестра Musica Aеterna Ensamble и хора аутентичной музыки New Siberian Singers. Биография Теодора Курентзиса: личная жизнь, жена, Юлия Махалина, Инстаграм дирижера, концерты, музыка, оркестр. За дверью с табличкой «Курентзис Теодор Иоаннович» располагался одновременно и ночной клуб, где до утра крутили артхаусное кино, и храм, где курился ладан, но главное — импровизированная консерватория.
Как Курентзис работал с двумя главами Прикамья и не смог — с третьим
Они предложили Теодору Курентзису возглавить пермский театр, а также перевезти в краевую столицу его оркестр и хор musicAeterna. "Теодор Курентзис выступает с оркестром Musica Aeterna, который по прописке относится к Перми, но реально в нем играют музыканты из разных стран Европы, а репетиций он всегда закладывает много. В конце августа Теодор Курентзис покидает пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. Дирижер Теодор Курентзис: биография, личная жизнь, творчество. теодор курентзис и юлия махалина. «Теодор Курентзис выступает с оркестром Musica Aeterna, который по прописке относится к Перми, но реально в нем играют музыканты из разных стран Европы, а репетиций он всегда закладывает много.
Юный гений
- Детство и семья Теодора Курентзиса
- Театральный подкаст. Теодор Курентзис — о таланте Жерара Мортье. Выпуск от 09.02.2024
- RUtopia: как Теодор Курентзис восхищает одних и возмущает других. 5 лучших записей маэстро
- В светских телеграм-каналах пишут, что Теодор Курентзис женится - 7 июня 2023 - 59.ру
- Самое популярное
- Поделиться
Теодор Курентзис: личная жизнь, семья
Теодор Курентзис — безусловно, визионер; он одержим будущим и абсолютно уверен в том, что будущее пластично поддается его намерениям, принимая желаемую форму, цвет и вкус: все как заказано. Теодор Курентзис выступает не только в Европе: с огромным успехом прошел его гастрольный тур по Японии и выступления в Нью-Йорке. Теодор Курентзис и его оркестр MusicAeterna выступят в концертном зале "Зарядье" 4 сентября. Теодор Курентзис. © Александра Муравьева. В интервью ТАСС мастер рассказал о премьере, а также о том, почему он остается работать в Пермском театре оперы и балета, несмотря на все трудности.
Теодор Курентзис билеты
Курентзис называет ораторию-оперу Орфа, премьера которой прошла именно в Зальцбурге в 1973 году под управлением Герберта фон Караяна и с тех пор здесь не исполнялась, "современным звучанием античной трагедии". Личный ад и покаяние. Теодор Курентзис выступил на Зальцбургском фестивале Фото: salzburgerfestspiele. Это не только эстетика, это и философия". Если в первой сцене сибиллы, прорицающие Страшный суд, побивают камнями свою предводительницу, то во второй в центре композиции большое дерево - метафора Креста. Кульминацией оратории-оперы, которую в этой постановке вполне можно было бы назвать еще и балетом, становится сцена воскресения мертвых: когда с поверхности сцены на наших глазах сдирают черное водонепроницаемое покрытие из первой части с надписью на нем "Моя кожа" потом эту черную "кожу" повесят в виде задника! Из-под этого пола, под ритмичный грохот десятков ударных, с треском выламываются скелеты, как бы обрастающие на наших глазах телесного цвета кожей и бросающиеся в механистический танец.
Апокалипсис и Воскресение идут рука об руку. Апокалиптическая картина дополняется большим количеством "вострубивших ангелов" - медные духовые вынесены на отдельный балкон справа от оркестровой ямы и трубят то прямо перед собой, глядя на дирижера, то поворачиваются непосредственно к публике, усиливая тем самым театральный "апокалиптический эффект". При этом непосредственно перед дирижером центральное место в оркестровой яме занимает гигантский ансамбль ударных - 29 музыкантов-ударников с десятками инструментов. Бьют все эти литавры, барабаны, тамтамы и трещотки в таком бешено-зажигательном ритме, что хочется танцевать, как на африканском богослужении. И когда в этом страшном конце света появляются артисты, певшие в первой части Герцога Синюю Бороду и Юдифь, и именно они становятся на колени и возглашают Kyrie, Господи! Дальше только Второе пришествие и всеобщее просветление, выражаемое превращением покаявшегося Люцифера Светоносного в белую фигуру в позе распятия.
Теодор не любит рассказывать про семью. Из интернета знаю, что брата зовут Вангелино, что живет он в Праге. Пишет музыку. А мама осталась в Афинах. Преподает в местной консерватории. C отцом она развелась, когда Теодору было пятнадцать лет.
С фотографий на нас смотрит сумрачный, неулыбчивый мальчик с капризным, красиво очерченным ртом. Как говорят, вещь в себе. Сочинять музыку начал в три года. В восемнадцать лет окончил Национальную консерваторию в Афинах. Потом был Петербург по классу легендарного педагога Ильи Мусина. Но заявил о себе Теодор рано.
Хотя в академических кругах и среди классических музыкантов его долго отказывались принимать всерьез. Слишком картинно откидывает волосы и размахивает руками, когда дирижирует. Слишком многословные дает интервью. Слишком красивый. Рубашка из хлопка, Messori; пальто-накидка из шерсти, Prada; джинсы, Topman. По российской традиции гений должен быть всегда немножко убогим и как минимум странненьким и страшненьким.
Ему должны все сочувствовать и сострадать. А как можно сочувствовать этому белому смокингу, гордому профилю и двухметровому росту? Ну и журналистская братия постаралась. В отечественных водах редко водятся такие экзотические птицы. Теодор был идеальной кандидатурой для глянцевых разворотов и обложек. Он раздражал, возбуждал любопытство и интерес.
Я так и не знаю, поняли ли наши любимые зрители то, что мы хотели сказать. И власть, естественно, ничего не поняла. Для тех, кто сведущ в истории, это очевидный факт: такова и есть функция власти — не понимать. Да и понимание на самом деле не является особой привилегией, если отсутствует чувствительность. Сейчас вспоминаю, когда впервые приехал в Пермь, я думал, что останется, когда я должен буду уехать. Я хотел создать что-то не для себя, а для людей, которые живут в этом городе.
Я хотел помочь создать консерваторию, чтобы следующие поколения прекрасных музыкантов были пермяками, хотел дать стимул талантливым людям остаться здесь и развивать этот город. Я помню, как мне сказали: власть не считает это целесообразным, у города все есть, мы самые лучшие. Помню, однажды депутат заявил на заседании Заксобрания: Курентзис не стоит таких денег. Я его понимаю. Ибо есть люди, которые не различают понятия цены и ценности. Оба слова имеют одинаковый корень, но часто в жизни они бывают полностью противоположны по смыслу.
Но и здесь нет ничего вечного. Дирижер Михаил Татарников, с чьим именем связано резкое улучшение класса оркестра, давно стал самостоятельной величиной европейского масштаба. А вот пост музыкального руководителя Михайловского театра, напротив, покинул. Что впереди? Владимир Кехман в открытую заявляет, что Курентзис будет забирать лучших музыкантов, покупая их.
Учитывая, что оркестр Михайловского театра регулярно записывался в Доме радио, где обоснуется Курентзис, дорожка для музыкантов туда и впрямь протоптана. Получается даже смешно: один злой гений гоняется за другим и за громким щелканьем клювов трудно рассмотреть, что же на самом деле происходит в общем культурном гнезде. А в нем обитает еще и Валерий Гергиев, который в новой ситуации однозначно расстанется с титулом первого парня на деревне. По харизме Теодор Курентзис нисколько не уступает худруку Мариинки, а по мировому признанию, если и отстает, то совсем чуть-чуть. И вовсе не факт, что некоторые не самые плохие музыканты из оркестра Мариинского театра не предпочтут в итоге MusicAeterna.
Но может, именно такую задачу и ставит главный покровитель Курентзиса, о котором мы упоминали? Как бы там ни было, даже видимая безмятежность уже поколеблена: запланированное на 21 октября выступление Курентзиса и его коллектива на сцене Концертного зала Мариинского театра, которое должно было стать первым после переезда MusicAeterna на берега Невы, исчезло из афиши. Зато появилось выступление 1 сентября в Капелле. Стоимость билетов - от 9 до 14 тысяч рублей! Гергиеву и Кехману, как говорится, и не снилось.
Нам, обычным зрителям - тем, кто билеты по такой цене всё равно покупать не станет, - конечно, не должно быть дела до всей этой музыкальной бухгалтерии. В конце концов, высококлассные талантливые музыканты должны хорошо зарабатывать. Но не случится ли так, что спустя сезон-другой MusicAeterna и его руководитель покинут Петербург, увезя с собой лучших из лучших? А публика будет гадать, как называлась эта гастроль - «Мы к вам приехали на час», «Мы к вам приехали на чес» или еще как-нибудь? Опасения обоснованны.
На сайте MusicAeterna первым делом натыкаешься на объявление о конкурсе в оркестр.
Личный ад и покаяние. Теодор Курентзис выступил на Зальцбургском фестивале
Это называется концепцией исполнения. Или трактовкой. Большое дирижирование — это прежде всего неординарность трактовок. А трактовки Курентзиса неинтересны, в них много штампов и мало глубины. Возможно, что для непосвященных привлекательна его броская внешняя манера, но для посвященных это бессодержательное исполнение с большой претензией на оригинальность. Возможно, поэтому на концерты Курентзиса приходит так мало музыкантов, а его специфическую публику не увидишь на других филармонических концертах. Разве это плохо? Но у меня остается вопрос: он делает своего слушателя богаче в содержательном смысле? Или он делает зрителя развлеченнее?
Статья по теме: Музыка композитора Андрея Петрова прозвучит на трех концертах в Филармонии Первые концерты в Доме радио после перерыва напомнили слушателям о том, что одной из стратегических линий в его репертуарной политике является современная музыка. Пятнадцать историй для певицы и пианиста «Глупая лошадь» Александра Кнайфеля прозвучали в исполнении солистки хора musicAeterna Екатерины Дондуковой и пианиста Николая Мажара. Публика, с трепетом проходя по полутемным лестницам и залам легендарного Дома радио, могла видеть декорации к сериалу о Шостаковиче. Особенно впечатлил длинный стол, накрытый белой скатертью и уставленный тарелками и гранеными стаканами: эту бутафорию легко можно было принять за реалии этого заведения, где словно на последнюю трапезу ежедневно собираются музыканты Теодора Курентзиса. Первый, молодой, с придыханием, неторопливо, велеречиво, будто боясь спугнуть духа на спиритическом сеансе, задавал вопросы о том, что такое «петербургское музыкальное пространство». Второй на экране, словно по контрасту, отвечал очень бодро, живо и не без иронического прищура. Поводом к созданию «Глупой лошади» из пятнадцати стихотворений Вадима Левина, по словам Кнайфеля, стало 15-летие дочери Анны: «Она очень похожа на эту лошадь и по гороскопу — огненная лошадь». Композитор рассказал о возможных вариантах вокального тембра в этом сочинении — от сопрано до контратенора. Сборник забавных стилизаций знаменитых английских лимериков, созданных поэтом Левиным, стал для Александра Кнайфеля импульсом к написанию экзистенциальных детских исповедей. Мир ребенка быстро становится непостижимой тайной для взрослого, который ребенком и сам был еще вчера.
Там юное дарование осваивало азы игры на клавишных инструментах, а через пару лет познавал таинство звучания скрипки. Теодор Курентзис Талантливый дирижер вырос под звуки классической музыки. Известно, что каждое утро мама будила сына игрой на фортепьяно. Родительница, работавшая проректором в Афинской консерватории, привила Курентзису любовь к иллюзорному миру звуков. Помимо прочего, младший брат дирижера также связал жизнь с музыкой, став композитором. В пятнадцатилетнем возрасте Теодор окончил теоретический факультет Греческой консерватории, а спустя год завершил курс обучения игры на струнных инструментах. Все в руках Теодора горело и спорилось. Инструменты любили молодое дарование, на что тот отвечал им взаимностью. После окончания консерватории юноша приступил к урокам по вокалу. Теодор Курентзис с отцом и братом В 1990 году талантливый музыкант организовал свой собственный оркестр, играющий камерную музыку. Теодор самостоятельно тренировал и подбирал репертуар для членов коллектива, просуществовавшего четыре года. После дирижер пришел к выводу, что ему необходимо продолжить обучение, чтобы достичь новых вершин. Мало кто знает, но грек, еще живя в Афинах, увлекся музыкой российских композиторов, постоянно ее слушал и изучал.
Для огромного коллектива "Этерны" сцена Зимнего показалась небольшим пятачком. Обычно оркестр выступает стоя, на сей раз музыканты сидели на стульчиках. Влезли все, но с трудом. А новая красивая концертмейстер Ольга Волкова так и вообще взгромоздилась на специальную приступочку и почему-то хихикала весь концерт. Фото предоставлено Русским концертным агентством Бывает, что перед выступлением Курентзис окуривает ладаном сцену. В этот раз, вроде бы, не окуривал. Или не ладаном. Под бурные овации, какими встречают обычно рок-идолов и группу "Битлз", появился он. Обычно Теодор любит эпатировать публику узкими лосинами, составляющими эффектное сочетание с длинным каре густых волос. Однако для Сочи подготовил самый скромный лук. Классический строгий костюм. Никаких красных шнурков. Умеренное каре и - белорусские усы.
Как Курентзис работал с двумя главами Прикамья и не смог — с третьим
Биография дирижера Теодора Курентзиса: личная жизнь, жена, творчество. Теодор Курентзис – известный дирижер, актер и музыкант, который имеет греческое происхождение. Краткая биография Курентзиса в одном известном стриминговом сервисе определяет его как very much a recording artist — «артиста записей». Теодор Курентзис — все новости о персоне на сайте издания Российский дирижер греческого происхождения Теодор Курентзис родился 24 февраля 1972 года в Афинах. В настоящее время Теодор Курентзис — главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, создатель оркестра Musica Aеterna Ensamble и хора аутентичной музыки New Siberian Singers. А на самом деле Теодор Курентзис всегда стремился к одному – к реализации собственной мечты: основанию своего рода музыкального монастыря, созданию свободного пространства, наполненного духовностью.