Новости кто придумал основные виды супружеских ролей

В зависимости от того, кто из половин занимает пост главы, и разделяют виды семейных взаимоотношений. Кто придумал основные виды супружеских ролей? Под семейной ролью подразумевается выполнение тех или иных обязанностей, которую выполняют члены семьи (а именно, роль матери, отца, сына или дочери, роль мужа и жены, бабушки и дедушки).

Какие роли бывают в семье?

  • ПСИХОЛОГИЯ РОЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ - Студенческий научный форум
  • Кто придумал основные виды супружеских ролей
  • Кто придумал основные виды супружеских ролей
  • Распределение супружеских ролей между мужчиной и женщиной

Семейные роли, их распределение

Обряды инициации проходили раз в несколько лет для всех подростков деревни в возрасте от 12—13 до 17 лет. Родившиеся дети считались общими, а вот имущество опять-таки наследовалось обычно матрилинейно. Этот вид брака тоже считается примитивным, но иногда попытки воссоздать групповые браки происходят и в более развитых обществах. Например, такие коммуны пытались устраивать пролетарские активисты в России и первопоселенцы в Израиле начала XX века: молодая семья из 10—20 человек обоих полов селилась вместе и сообща делила все тяжести, невзгоды и постели, которые посылала им судьба. Примитивный промискуитет В свое время этнографы, жадно устремившиеся в разнообразные джунгли мучить дикарей расспросами и выяснять, как жило человечество в начале времен, были премного разочарованы. Разочарование было вызвано тем обстоятельством, что бессовестные первобытные племена жили как хотели, каждое на свой лад, и понять, какой из этих ладов древнее и натуральнее, представлялось совершенно невозможным. Например, у многих совсем взаправдашних дикарей уже были сложные семьи с массой табу. А другие, гораздо более продвинутые в техническом отношении, могли заниматься любовью как кролики: все со всеми, без каких-либо правил и ограничений. Последний принцип был назван «примитивным промискуитетом». Его можно до сих пор встретить и у индейцев Амазонки, и на некоторых островах Океании, например.

Семейные группы по 40—50 человек живут сообща; любая пара, почувствовавшая вдруг приступ взаимной симпатии, имеет полное право тут же ее удовлетворить например, в специальных «хижинах для любви». Дети воспитываются сообща всеми взрослыми, при этом они знают свою мать, но никогда не спросят, кто их отец, потому что в языке этих счастливых народов даже нет такого слова. Ведь часто «примитивные промискуитетчики» смутно представляют себе роль мужчины в зачатии. Обычно они полагают, что дети просто зарождаются у женщин в животах, а мужчины как бы включают внутри дам какую-то кнопку, после чего ребеночек начинает расти. Поэтому понятно, что для такого дела сойдет любой мужчина, или даже животное, или удлиненной формы камень. Ну и инцест тут явление распространенное. Табуирована лишь связка «сын — мать», да и то далеко не всегда. Но если не считать таких частностей, система отличная. Полигиния Ну, тут все понятно.

Доступ к женщинам имеет только мужчина, который может прокормить и жен, и детей, а неудачники идут играть на домбре. Богатые, сильные и влиятельные содержат гаремы с красавицами, а остальные мужчины пашут его поля, убивают его врагов и подвергаются кастрации, дабы ничто не мешало им служить своему господину, охраняя его гарем. Женщины становятся дефицитным товаром, в воздухе стоит густой запах тестостерона, в гаремах теперь скрывают не только чернооких гурий, но и почти все женское население страны, включая престарелых служанок и страдающих диабетом троюродных тетушек. Существо дамского пола осмеливается показаться на улице только в маскхалате поверх скафандра, но и это может не удержать страстный напор толп тридцатилетних девственников… Словом, идиллия. И все-таки слово «многоженство» ласкает наш слух. Матрилинейный промискуитет Слова «племянник и племянница» являются сохранившимся свидетельством того, что матрилинейные нормы не миновали и наших предков. Матрилинейность не надо путать с матриархатом: при матрилинейности верховная власть в племени обычно принадлежит мужчинам — царям-жрецам и прочим верховным шаманам.

Например, старший брат из одной семьи может идентифицировать себя с аналогичной ролью человека из другой семьи. Однако взаимодействие и сотрудничество легче всего достигаются в общении с партнером, занимавшим комплементирующее положение. В частности, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать исключительно устойчивый союз с женой, также имевшей старшего брата. При комплементарных ролях партнеры могут создать стабильную модель на основе сотрудничества. Каждый из них в родительской семье уже находился в подобной констелляции, что облегчает им кооперацию. Аналогично этому младший брат, у которого была старшая сестра, ожидает, что жена будет заботиться о нем, оберегать его, ухаживать за ним. Жена, имевшая в родительской семье младшего брата, будет и к мужу проявлять подобное отношение, сохраняя прежнее поведение; союз будет стабильным и гармоничным. Таким образом, комплементарный брак можно рассматривать как такой союз, в котором каждый из молодых супругов занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Муж, например, в детстве хорошо усвоил роль старшего брата двух сестер; следовательно, он научился обращаться с девочками, чувствует себя ответственным за них, оберегает их и помогает им. Если его жена имела старшего брата или братьев , то она легко приспосабливается к мужу, принимает его защиту, ответственность за нее, поддается его влиянию. Роли обоих супругов дополняют друг друга. Подобным комплементарным браком является брак мужчины, который в родительской семье имел старшую сестру или сестер , с женой, имевшей младшего брата или братьев. В этом случае следует ожидать, что жена возьмет на себя все заботы и руководство семьей. Вместе с тем между супругами могут возникнуть разногласия на почве главенства и пола, если их семейные роли по модели брата и сестры окажутся некомплементарными. Примером таких разногласий может служить супружеский союз, в котором муж был старшим среди братьев в родительской семье, а жена имела только младших сестер. Оба супруга будут претендовать на главенствующую роль; у каждого из них были только братья или только сестры, и они не привыкли жить со сверстником противоположного пола. Аналогичная ситуация складывается, когда мужчина, имевший только старших братьев, женится на девушке, которая была самой младшей среди сестер. Оба супруга предпочитают быть зависимыми, не стремятся к главенству, не хотят брать на себя ответственность за другого. Вместе с тем они не умеют обращаться со сверстником противоположного пола. Лица, не привыкшие в родительской семье к контактам со сверстниками, скорее будут искать в партнере черты отца или матери. Наилучший прогноз для таких лиц имеет брак с партнером, имевшим младшего брата или сестру например, муж, бывший единственным ребенком, и жена, имевшая младшего брата. Наихудший прогноз имеют браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье. Ролевое поведение в браке во многом будет зависеть также от того, будут ли партнерские комбинации конгруэнтны совмещаться, совпадать , соответствовать представлениям и ожиданиям друг друга. В подобном случае партнеры легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания. При этом конгруэнтность семейных ролей может сочетаться их комплементарностью. В соответствии с этим положением была предложена следующая классификация ролевого поведения и ролевых ожиданий супругов. Партнер, ориентированный на равноправие: ожидает равных прав и равных обязанностей. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, хочет создать крепкие узы любви, существенное значение для него имеют сентиментальные символы: он чувствует себя обманутым, когда партнер отказывается играть с ним в эти романтические игры. Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности; он ответствен и трезв в оценках. Хорошо приспосабливается к жизни, несмотря на то, что партнер не ведет себя таким же образом. Может ошибаться в отношении переживаний своего партнера. Товарищеский партнер: хочет быть сотоварищем и ищет для себя такого же спутника, с которым мог бы разделить повседневные заботы, прожить жизнь. Не претендует на романтическую любовь и принимает обычные тяготы семейной жизни как неизбежные обязанности. Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру. Стремится избежать излишней интимности в отношениях и хочет, чтобы партнер относился с уважением к этим его требованиям. Некоторые из партнерских комбинаций вполне конгруэнтны. Например, независимый партнер вступает в брак с таким же независимым или с рациональным партнером. Другие супруги могут строить свои отношения по принципу комплементарности, как, в частности, «родительский» партнер с «детским». У третьих — в брачном союзе изначально заложена конфликтность например, у романтического партнера с претендующим на независимость супругом. Наряду со стремлением согласовывать свое поведение с ролевыми ожиданиями брачного партнера в семейной жизни очень важно не забывать и о собственных желаниях и установках. Часто один из супругов в большинстве случаев жена приносит себя в жертву другому, целиком и полностью отказываясь даже от попытки заявить о своей самостоятельности.

Одной из таких областей является твёрдость жёсткость. Норма твердости существует у мужчин в нескольких формах: физической умственной и эмоциональной. Норма физической твердости - это ожидание от мужчины физической силы и мужественности. Ту популярность, которой пользуется в ниши дни бодибилдинг, смело можно считать реакцией на эту норму. Самооценка мужчин, которые не являются физически сильными, хотя чувствуют, что окружающие ожидают от них именно этого, может серьезно снизится. Временами норма физической твердости может довести до насилия, особенно в том случае, когда социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет не по мужски, или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой или под вопросом. Исследовательские данные о том, что мужчины-драчуны очень часто имеют заниженную самооценку и низкий социоэкономический статус, лишний раз подтверждают догадки относительно того, что причина насилия над женщинами — это компенсаторная мужественность. Норма умственной твердости содержит ожидание того, что мужчина будет выглядеть компетентным и знающим. Человек, пытающийся соответствовать этой модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, что чего-то не знает. Наибольшая проблема состоит в том, что в межличностных отношениях мужчина старающийся соответствовать этой норме часто унижает других тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить, что кто-то знает больше чем он. Норма эмоциональной твердости подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности без помощи со стороны. То, что делает мужчину мужчиной обедняет его отношения с детьми и другими людьми.

Создание браков по любви и предполагаемое развитие нуклеарной семьи привели к большей близости между супругами, которые в современном браке считаются равноправными. Но функционалисты предполагают, что для каждого супруга разумно выполнять те функции, которые определены биологическими различиями между мужчинами и женщинами. То есть, поскольку женщины рожают детей, они должны опекать их, а также ухаживать за мужем и домом. Парсонс рассматривал роль женщин в семье как «выразительную», связанную с воспитанием, тогда как роль мужчин была «инструментальной», связанной с обеспечением жены и детей. Хотя он признавал, что не все женщины были бы счастливы ограничиться этой ролью. Он говорил, что это разделение разумно. Мужчины и женщины выполняют взаимодополняющие функции. Функционалистские теории иногда называют теориями «прогрессивных шагов», потому что они подразумевают, что общества, развиваясь, становятся лучше, чем были.

4.Распреление ролей в семье.

Кто придумал основные виды супружеских ролей? А. И. Тащёва пришла к заключению, что свой вклад в исполнение супружеских ролей. 102 чел./км. Нил Этеридж начинал свою карьеру в отцовской команде «Челси», но затем перешёл в «Фулхэм» каждый человек в обществе обладает рядом статусных ролей часть из них носит достигаемый характер. Типы семейных структур: а) моногамная и полигамная Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. В психологии выделяется три основных вида супружеских ролей, к ним относят традиционные роли, товарищеские, а также партнерские. Такой вид супружеских отношений как полиандрия в давние времена был популярным у многих народов Африки, Южной Америки, Азии и Океании.

Супружеские роли

Основные особенности семейного воспитания. Главная» Новости» Кто придумал основные виды супружеских ролей. В современной психологии рассмотрение семейных ролей тесно связано с понятиями половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации.

Распределение семейных ролей

Рассматриваются ролевая структура в молодых супружеских парах и проблема распределения ролей между супругами. Под семейной ролью подразумевается выполнение тех или иных обязанностей, которую выполняют члены семьи (а именно, роль матери, отца, сына или дочери, роль мужа и жены, бабушки и дедушки). Под семейной ролью подразумевается выполнение тех или иных обязанностей, которую выполняют члены семьи (а именно, роль матери, отца, сына или дочери, роль мужа и жены, бабушки и дедушки). Классификация супружеских ролей. Семейные роли.

Похожие работы

  • Супружеские взаимоотношения
  • «Сцены из супружеской жизни»: Мужчина vs Женщина
  • Происхождение семьи
  • Роли в семье: кто лидер в семейных отношениях?
  • Похожие работы
  • Первые семейства

Распределение семейных ролей

В данной статье рассматривается проблема распределения ролей в семье. Со стороны мужа: преданность матери своих детей; -экономическую безопасность и защиту семьи; -поддержание семейной власти и контроля; -принятия основных решений; -эмоциональную благодарность жене за принятия приспособленности к зависимости. Именно в семье дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Имея в виду, что в историческом плане общество было патриархальным, можно сказать, что идея супружеского долга скорее была инициирована мужчинами.

12 вариантов семьи: многомужество, групповой брак, полигиния и другие забавы

В таком случае развод состоится в судебном порядке. Основания для такого порядка расторжения брака устанавливает статья 21 СК РФ. К ним относят: наличие общих несовершеннолетних детей; уклонение одной из сторон от процедуры развода в органах ЗАГС; несогласие одной из сторон на развод. Существуют ограничения на подачу заявления на развод: мужчина не может развестись с беременной женщиной или с матерью ребёнка, которому ещё нет одного года, без её согласия.

Если суд, заслушав доводы сторон, посчитает, что брак изжил себя, его расторгнут. Если есть надежда сохранить союз, суд может дать паре три месяца на попытку примирения. Если оно не состоится, брак будет расторгнут по окончании этого срока.

Права и обязанности супругов Далеко не всегда разочаровавшиеся друг в друге супруги расстаются полюбовно. Иногда брак заканчивается ожесточённым разделом имущества в судебном порядке. Для этого необходимо понимать, какими правами обладают стороны в семейных правоотношениях.

Личные права супругов закрепляет глава 6 Семейного кодекса РФ. Статья 31 устанавливает равенство в реализации личных прав для обоих супругов. Личные права супругов 1.

Право на выбор профессии и рода занятий: ни один из супругов не имеет права запрещать второму заниматься тем видом трудовой деятельности, которая ему по душе и не противоречит законодательству. Право на выбор места проживания: каждый из супругов может самостоятельно выбрать место своего проживания, например, если один из них будет жить в Париже, а второй — в Москве, они не перестают быть законными супругами. Право на выбор фамилии: каждый из супругов может выбрать фамилию своего супруга муж может выбрать фамилию жены и наоборот , остаться при своей фамилии либо использовать двойную фамилию, образующуюся путём присоединения фамилии жены к фамилии мужа Иванова-Сидорова , однако, если у супруга уже двойная фамилия, к ней нельзя присоединить третью.

Равенство в вопросах материнства и отцовства: и отец, и мать равны в отношении своих детей, ни один из них не занимает главенствующего положения, если иное не установлено судом. Равенство в вопросах образования и воспитания: каждый из супругов, как мать, так и отец, равны в воспитании и образовании своих детей и несут одинаковую ответственность за них. Равенство в решении других вопросов жизни семьи: при решении любого семейного вопроса — как бытового, так и иного характера — оба супруга имеют одинаковые права.

Законодательство также устанавливает обязанности супругов часть 3 статьи 31 СК РФ : 1. Выстраивание отношений в семье на основе взаимного уважения и взаимопомощи. Содействие укреплению благополучия семьи.

Забота о благосостоянии и развитии детей. Брачный договор Выше мы рассмотрели личные неимущественные права и обязанности супругов. Семейный кодекс также устанавливает имущественные права супругов.

Есть два режима регулирования имущества супругов: законный и договорной. Договорной режим регулирования имущества основывается на брачном договоре. Законный режим вступает в силу, если между супругами не заключён брачный договор.

Брачный договор — письменное соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности в браке и в случае его расторжения. Заключение брачного договора — необязательное условие заключения брака. Брачный договор может быть оформлен как до официального заключения брака, так и в любой момент после регистрации.

Если брачный договор оформляется до регистрации, он вступит в силу только в момент, когда брак будет считаться заключённым. Брачный договор при взаимном добровольном согласии можно расторгнуть, изменить в любое время в период брака.

Если роды затягивались, а малыш задерживался в родовом канале, то порой пользовались следующим методом. Муж по договоренности с повитухой «неожиданно» громко стучал в окно бани, где проходили роды, и громким голосом кричал обвинительные слова в адрес роженицы, укоряя ее в медлительности.

Факт испуга, по наблюдениям, часто приводил к положительному результату — женщина разрешалась-таки от бремени. И хотя, в большинстве деревень муж при родах не присутствовал, но обязательно поджидал где—то неподалеку, и при продолжительных родах или реальной угрозе жизни роженицы именно мужу полагалось усердно молиться Богу и обходить дом с образами. Несмотря на то, что присутствие мужа при родах было далеко не обязательным, и роль его в большинстве случаев была пассивна, в народе бытовало представление, что активное сопереживание и определенные действия мужа во время родов жены, могут во многом облегчить страдания женщины и ускорить роды. Обрядовые действия мужа во время родов жены вошли в историю русской культуры под названием «Кувада».

Этот обычай очень древний: впервые он был описан еще древне - греческим географом и историком Страбоном I век до н. Сам термин «кувада» был взят из французского языка и означает «вынашивание», «высиживание». В России богатый материал об этом обряде собран в Смоленской губернии. Этнографические материалы свидетельствуют, что на мужа рожающей женщины надевали юбку роженицы, повязывали ему голову платком жены и укладывали в кровать.

Муж ложился, стонал, кричал, изображая родовые муки; при этом часто подобными действиями доводил себя до того, что «бледнел как полотно и чернел как чугун». Иногда ему намеренно причиняли физические страдания, чтобы он «отвел» от жены боль. Интересно, что иногда муж имитировал не только роды, но и состояние беременности. Многие исследователи считают, что обряд «кувада» является символическим социально-адаптационным действием: отец торжественно «рожает» и публично признает ребенка.

Однако, этот обряд имеет еще одно важное значение: эмоциональное сопереживание мужа, его сопричастность к рождению ребенка во многом способствует формированию прочных внутрисемейных уз. В православной традиции муж незадолго до родов брал на себя обязанность добровольного внепланового поста, и все время родов молился за благополучное их разрешение рядом с тем местом, где они происходили. Получается, что зачастую, даже не принимая непосредственного участия в родах, муж все же не был отстранен от происходящего. Он осознавал глубинный смысл родов и выполнял свою посильную роль в том, чтобы помочь жене и своему ребенку в столь трудный момент.

И общество не препятствовало, а наоборот, поощряло подобные проявления сопричастности к родам. Партнерские роды в современном мире В 1985 году Всемирной организацией здравоохранения ВОЗ на основании результатов масштабных исследований, проведенных в разных странах, были разработаны рекомендации по организации родовспоможения, которые не теряют актуальности и сегодня. В одном из пунктов сказано «Для благополучия молодой матери важно присутствие определенного члена семьи во время родов и в послеродовом периоде…». По мнению Грентли Дик - Рида, основным принципом естественных родов является максимальное расслабление во время схваток.

Любое сверхволнение матери приводит к выделению гормонов стресса. В результате сфинктеры круговые мышцы напрягаются, делая схватки болезненными и неэффективными.

Например, у многих совсем взаправдашних дикарей уже были сложные семьи с массой табу. А другие, гораздо более продвинутые в техническом отношении, могли заниматься любовью как кролики: все со всеми, без каких-либо правил и ограничений. Последний принцип был назван «примитивным промискуитетом». Его можно до сих пор встретить и у индейцев Амазонки, и на некоторых островах Океании, например. Семейные группы по 40—50 человек живут сообща; любая пара, почувствовавшая вдруг приступ взаимной симпатии, имеет полное право тут же ее удовлетворить например, в специальных «хижинах для любви». Дети воспитываются сообща всеми взрослыми, при этом они знают свою мать, но никогда не спросят, кто их отец, потому что в языке этих счастливых народов даже нет такого слова.

Ведь часто «примитивные промискуитетчики» смутно представляют себе роль мужчины в зачатии. Обычно они полагают, что дети просто зарождаются у женщин в животах, а мужчины как бы включают внутри дам какую-то кнопку, после чего ребеночек начинает расти. Поэтому понятно, что для такого дела сойдет любой мужчина, или даже животное, или удлиненной формы камень. Ну и инцест тут явление распространенное. Табуирована лишь связка «сын — мать», да и то далеко не всегда. Но если не считать таких частностей, система отличная. Полигиния Ну, тут все понятно. Доступ к женщинам имеет только мужчина, который может прокормить и жен, и детей, а неудачники идут играть на домбре.

Богатые, сильные и влиятельные содержат гаремы с красавицами, а остальные мужчины пашут его поля, убивают его врагов и подвергаются кастрации, дабы ничто не мешало им служить своему господину, охраняя его гарем. Женщины становятся дефицитным товаром, в воздухе стоит густой запах тестостерона, в гаремах теперь скрывают не только чернооких гурий, но и почти все женское население страны, включая престарелых служанок и страдающих диабетом троюродных тетушек. Существо дамского пола осмеливается показаться на улице только в маскхалате поверх скафандра, но и это может не удержать страстный напор толп тридцатилетних девственников… Словом, идиллия. И все-таки слово «многоженство» ласкает наш слух. Матрилинейный промискуитет Слова «племянник и племянница» являются сохранившимся свидетельством того, что матрилинейные нормы не миновали и наших предков. Матрилинейность не надо путать с матриархатом: при матрилинейности верховная власть в племени обычно принадлежит мужчинам — царям-жрецам и прочим верховным шаманам. Но зато род ведется и имущество передается только по женской линии. То есть ты живешь в одном доме с мамой и сестрами, а в отношения вступаешь с женщинами из других родов, бегая к ним на свидания.

Препятствий тебе никто не чинит — ни к чему. Все равно твои дети будут считаться детьми ее братьев, а сам ты будешь считаться отцом детей твоих сестер. Поэтому их и называли словом «племянники», то есть «принадлежащие твоему роду». Принцип «мать всегда известна» до сих пор используется, например, в галахических законах иудеев, а вообще стадию матрилинейности проходили все народы.

Роли партнеров требуют и с супруга, также с супруги: финансового взноса в семью в соответствии с заработком, совместной ответственности за ребенка, роли в быту, распределение правовой ответственности. Совместно с этим с супруги еще необходимо: готовность отказа от рыцарства мужа так как супружеская пара равноправна , равной ответственности за сохранение статуса семьи, в случае расторжения брака также отсутствия ребенка — отказ от материальной поддержки; а с супруга: принятие равного статуса супруги и согласия с ее равным участием в принятии различных решений. Принятие ролей исполняется в согласовании с социокультурными общепризнанными мерками и стандартами, характеризующими аспекты оценки успешности исполнения ролей.

Ролевое действия характеризуется степенью идентификации исполнителя с значимостью, то есть степенью принятия ответственности за осуществление роли, ролевой компетентностью, сформированностью мотивационного; конфликтностью роли, то есть противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, требуемых для осуществления роли. Существенное воздействие на ролевое поведение проявляет фактор родительской семьи каждого из супругов. Библиографический список Калинина, Р. Шнейдер, Л.

Личная жизнь супружеской пары

Обрядовые действия мужа во время родов жены вошли в историю русской культуры под названием «Кувада». Этот обычай очень древний: впервые он был описан еще древне - греческим географом и историком Страбоном I век до н. Сам термин «кувада» был взят из французского языка и означает «вынашивание», «высиживание». В России богатый материал об этом обряде собран в Смоленской губернии. Этнографические материалы свидетельствуют, что на мужа рожающей женщины надевали юбку роженицы, повязывали ему голову платком жены и укладывали в кровать. Муж ложился, стонал, кричал, изображая родовые муки; при этом часто подобными действиями доводил себя до того, что «бледнел как полотно и чернел как чугун». Иногда ему намеренно причиняли физические страдания, чтобы он «отвел» от жены боль.

Интересно, что иногда муж имитировал не только роды, но и состояние беременности. Многие исследователи считают, что обряд «кувада» является символическим социально-адаптационным действием: отец торжественно «рожает» и публично признает ребенка. Однако, этот обряд имеет еще одно важное значение: эмоциональное сопереживание мужа, его сопричастность к рождению ребенка во многом способствует формированию прочных внутрисемейных уз. В православной традиции муж незадолго до родов брал на себя обязанность добровольного внепланового поста, и все время родов молился за благополучное их разрешение рядом с тем местом, где они происходили. Получается, что зачастую, даже не принимая непосредственного участия в родах, муж все же не был отстранен от происходящего. Он осознавал глубинный смысл родов и выполнял свою посильную роль в том, чтобы помочь жене и своему ребенку в столь трудный момент.

И общество не препятствовало, а наоборот, поощряло подобные проявления сопричастности к родам. Партнерские роды в современном мире В 1985 году Всемирной организацией здравоохранения ВОЗ на основании результатов масштабных исследований, проведенных в разных странах, были разработаны рекомендации по организации родовспоможения, которые не теряют актуальности и сегодня. В одном из пунктов сказано «Для благополучия молодой матери важно присутствие определенного члена семьи во время родов и в послеродовом периоде…». По мнению Грентли Дик - Рида, основным принципом естественных родов является максимальное расслабление во время схваток. Любое сверхволнение матери приводит к выделению гормонов стресса. В результате сфинктеры круговые мышцы напрягаются, делая схватки болезненными и неэффективными.

Кроме того, происходит отток крови от матки к рукам и ногам, поскольку страх и напряжении готовят тело к бегству или сражению. Все это препятствует нормальному снабжению матки и ребенка кислородом. С другой стороны все, что способствует расслаблению тела и спокойствию духа, стимулирует выработку эндорфинов, которые являются естественными обезболивающими веществами. В состоянии релаксации лучше работают родовые гормоны, высокий уровень которых способствует более мягкому и продуктивному течению процесса, улучшается самочувствие мамы и ребенка. Снятию стресса и мышечному расслаблению способствует присутствие помощника, которому женщина полностью доверяет.

Если жена обеспечивает прочный тыл функция жены в традиционном браке , то она может рассчитывать, что судьбу детей обеспечит муж. И лишь оставшись без кормильца, матери занимались ходатайствами о зачислении детей в учебные заведения — это была вдовья участь. В настоящее время за женщиной прочно закрепилась обязанность поддержания отношений с внешними организациями хлопоты об учебе детей , при этом ожидается, что она также будет работать ради заработка и, конечно же, позор той женщине, которая не берет всю домашнюю работу на себя. Смешение различных ролей — характерных для традиционной и эгалитарной семьи а в результате — сложно соединяемых функций часто приводит к напряженности в семье, взаимному недовольству и непониманию.

Это можно рассматривать как мину, подложенную под стабильность брака в самом его основании. В 1980-е годы в Ленинграде проводилось исследование большой совокупности семей: было опрошено 323 мужчины и 333 женщины. Напряженность в семьях в восприятии женщин оказалась существенно выше, чем в восприятии мужчин среднее наполнение градаций «часто» и «очень часто» превышает на одну треть. Исследователи обратили внимание, что значительным фактором напряженности в семьях служила ежедневная практика выполнения многообразных семейных функций женщинами, причем и самые важные из них ответственные решения за семью, крупные расходы, распределение денег , и наиболее трудные и хлопотные повседневные покупки, бытовые дела находились чаще в руках жен, а не других членов семьи. Это является одним из важнейших факторов напряженности» Голофаст В. Авторы пришли к выводу, что чем выше общее участие мужа в делах семьи, тем ниже уровень общей напряженности. Вероятно, усиление традиционных функций мужчины как кормильца и главы семьи, а с другой стороны, прямое его участие в повседневных, бытовых делах и текущем распределении денег снимают напряженность в семье. Напротив, чем выше участие жен в тех же делах семьи, тем выше уровень напряженности. Наиболее сказывается на напряженности в семье чрезмерная озабоченность перегрузка жены такими обязанностями, как осуществление крупных расходов, распределение денег и принятие семейных решений.

Менее болезненна для семьи концентрация повседневных расходов в руках жены. Перегрузка жены традиционными функциями главы семьи увеличивает общую семейную напряженность. Обозов 1995 приводит данные о распределении некоторых функций в счастливых и несчастливых браках. В неудачных браках в два раза чаще чем в удачных принимают решения и организуют жизнь семьи женщины. По результатам таблицы можно заключить, что советские семьи оказывались более счастливыми в случае эгалитарного распределения упомянутых функций, чем при лидерстве жен. В данном случае результаты исследований различных авторов совпадают. Таким образом, вариант патриархальных отношений в семье даже не рассматривался, так как советская семья по данным Н. Обозова тяготела или к эгалитарности, или к явной матриархальности с сосредоточением реальной власти у жены. Следует подчеркнуть, что, по существу, в этом исследовании речь шла не обо всех хозяйственно-бытовых функциях, выполняемых супругами, а, скорее, о лидерстве распределении власти в браке.

В выполненной под нашим руководством дипломной работе Ю. Бакулиной 1996 по изучению молодых семей с ребенком-первенцем подтвердилось ранее высказываемое другими исследователями предположение о решающей роли согласованности представлений о распределении ролей в семье между су- пругами, в то время как сам характер распределения ролей традиционный или эгалитарный не обнаружил связей с удовлетворенностью браком: главное — принимают ли его оба супруга. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в крупном городе на выборке из 300 пар 1983 , сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой — семейным обязанностям. От этого решения зависит стиль отношений в семье — традиционный или современный. Мужчины, по мнению Т. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. По наблюдению Т. Гурко, важный фактор стабильности молодых семей — согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины зачастую недовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга.

Автор подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье. Дружинин рассматривал три «измерения» отношений в семье: доминирования-подчинения, ответственности и эмоциональной близости. Он полагал, что субъект доминирования и ответственности совпадают в одном лице. Вариант семьи, в которой доминирует один член семьи, а ответственность несет другой, он назвал «эксплуатирующей» семьей. Он отмечал, что, вероятно, наиболее стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти — одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. Впрочем, он подчеркивал, что речь идет лишь о теоретической конструкции и ни о чем более. Советскую семью он рассматривал как аномальную, поскольку ответственность в ней несет мать, она же зачастую и доминирует. Для стабильности брака имеет значение также согласованность так называемых межличностных ролей — своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей. Как и социальные роли, межличностные могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии.

Например, жена желает быть главой семьи, но с этим не соглашается муж, считающий, что ей больше пристала роль домохозяйки. Следовательно, в нормально адаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть: а «узаконены» членами семейного союза, б одобряемы, поддерживаемы и дополняемы если муж — «домашний мудрец», то кто-либо из других членов семьи — «восторженный почитатель» Ковалев С. Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта: 1. Аффективный эмоциональная составляющая отношений. Когнитивный степень их понимания. Поведенческий непосредственно реализующееся в них поведение. Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейной интеграции. Интеграция — это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни, Сюда относятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественным ценностям.

Такое размежевание может быть постоянным или гибким, главное, чтобы каждый из влюбленных уверенно чувствовал себя и полностью выполнял свои обязанности.

Демократический Одна голова хорошо, а две все же лучше. Этим принципом руководствуются пары, которые обсуждают каждый вопрос вместе. Они, как полноправные бизнес-партнеры, не принимают решений, не посоветовавшись со второй половиной. Ответственность за провалы и радость побед в такой паре тоже делится на двоих, это помогает укрепить связь и чувствовать себя командой. Конечно, такой вариант выглядит идеальным, но психологи напоминают, что, выбрав партнерские отношения, не стоит перетягивать одеяло на себя или пытаться скинуть ответственность за неудачу на второго человека.

Нежелательно, когда супруг выбирает роль родителя или ребенка. Американский социолог К. Кирпатрик предложил следующую классификацию супружеских ролей: традиционные, товарищеские роли партнеров. Например, традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, подчинение собственных интересов интересам мужа, приспособленность к зависимости и терпимости, к всевозможным ограничениям со стороны мужа. Со стороны мужа для сохранения гармонии семейных отношений в этом случае необходимы: экономическое обеспечение и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, эмоциональная поддержка жены, материальное обеспечение ее при разводе. Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем и гостями, а также обеспечения разнообразия жизни и устранения скуки. От мужа требуется восхищение женой и рыцарское отношение к ней, ответная романтическая любовь и нежность, обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов, образования в сфере досуга и, конечно же, проведение досуга с женой.

Семейные роли. Внутрисемейная ролевая структура

Супружеские роли:роль кормильцароль хозяина (хозяйки)роль ответственного по уходу за младенцем;роль ответственного за воспитание детей;роль организатора семейных развлечений;роль. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Кто придумал основные виды супружеских ролей. СУПРУЖЕСКИЕ РОЛИ — (conjugal roles) обычно тендерные роли взрослых партнеров в. Вопрос 1 из 10. Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в зарубежной социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку. Семейные роли образуют сложный комплекс взаимодействующих и взаимооп-ределяющих друг друга социальных ролей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий