22 апреля 2023 в Москве прошла церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая Маска – 2023».
Церемония вручения Российской национальной театральной премии "Золотая маска" 2023
Суд над Pussy Riot. Закрытие «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета. Растянувшееся на несколько лет преследование Театра. Дело «Седьмой студии». В театре нарастал страх. Но «правильные» таланты от страха не родятся. Подразумевавшаяся смена «творческой элиты» откровенно пробуксовывала. Забота об этой контрэволюции легла также на плечи Министерства культуры.
Все ветви власти имитировали, что опираются в своих действиях на мнения общественности — причем той ее части, которая прежде находилась в тени. В апреле 2014-го газета «Культура» вышла в полиэтиленовом пакете с предупреждением «не показывайте это детям». Газету второй год реформировала театральный критик Елена Ямпольская под присмотром Никиты Михалкова. Резонансный номер состоял из рецензий на проекты, поддержанные Минкультом в прошлые годы, и инфоповода: «Министерство культуры РФ в одночасье поменяло составы экспертных советов по поддержке современного искусства. В действительности она судьбоносна. От экспертов зависит, кто и на какие проекты получит финансовую поддержку. А значит — что вы, именно вы, увидите завтра на сценах или в выставочных залах вашего города».
Среди экспертов, которых уволили из Минкульта, была и я. Так я узнала, что Минкульт меня нанимал: до тех пор я думала, что по доброте душевной оказываю услугу ведомству. В нулевые и начале десятых я писала о театре в журнале «Афиша» и параллельно курировала фестиваль «Любимовка», то есть читала и продвигала новые пьесы. Для Минкульта я тоже читала пьесы: тем театрам, которые готовы были ставить живых драматургов, ведомство покрывало авторские гонорары, а я оценивала эти пьесы. Был такой краткий период гармонии культуры и Минкульта: он асфальтировал дорожки, которые люди проложили до него. Теперь газета «Культура» праздновала изгнание экспертов из Минкульта — и прямо угрожала увольнением Софье Апфельбаум. Та заведовала театрами при министре Авдееве и продолжала работать, когда ведомство в 2012 году возглавил Мединский.
Вскоре Апфельбаум действительно была уволена. А сама Ямпольская пошла в гору: стала депутатом Госдумы, затем возглавила там Комитет по культуре. Неудобное явление Эта история — частный случай общей госстратегии. А «Золотая маска» была частным случаем гораздо большего масштаба. Власть легла на консервативный курс, между тем флагман российского театра шел прежним курсом. Минкульту достаточно было сменить экспертов на лояльных, а в «Золотой маске» экспертов было много, разных, и их ротировали каждый год. Может быть, если бы СТД и АНО «Золотая маска» соизмеряли свои действия исключительно со страхами и желаниями, фестиваль и премия тоже проследовали новым курсом.
Но у них было положение. Благодаря независимости экспертизы «Золотая маска» оставалась адекватным зеркалом российского театра. В 2014-м с трибуны Государственной думы гневные филиппики в адрес «Золотой маски» произносил депутат Федоров. Наступил фестиваль.
Напротив, о современности рассказывает видеоспектакль Елены Наумовой «Охотинские. Мужской род», идущий в Музее судьбы русской деревни, что в селе Учма Ярославской области. Полный список номинантов можно прочесть на сайте премии. Также там опубликован Лонг-лист.
Напоминаем, что в этот список эксперты «Золотой Маски» традиционно включают самые заметные, по их мнению, спектакли прошлого сезона, не вошедшие в основной конкурс. А вот анонс остальных мероприятий «Маски» в прошлые годы это были, например, программы «Маска плюс» и «Детский Weekend» , которые анонсировались вместе с номинациями, в пресс-релизе нет. По крайней мере, гастрольные проекты, намеченные до конца года, состоятся точно. Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать дайджест новостей, событий и материалов журнала Ваш адрес электронной почты Я согласен на обработку моих персональных данных и с политикой конфиденциальности контакты издательства гитис.
В создании этого спектакля участвовала уникальная творческая команда во главе с режиссером Анной Ивановой-Брашинской, режиссером-педагогом Майей Краснопольской, драматургом и экспертом Алексеем Гончаренко, а также художником Эмилем Капелюшем. Консультировал постановщиков доцент кафедры древних языков исторического факультета МГУ Алексей Белоусов. Автор идеи: Илья Кухаренко.
Благодаря цифровым технологиями и высококачественной передаче сигнала, благодаря работе профессиональной команды в партнерстве с создателями спектаклей, зрители в самых разных уголках страны получают возможность увидеть на большом экране актуальные постановки ведущих российских театров. Сезон «Золотой Маски в кино» в этом году радует зрителей большим количеством очень разных и очень сильных спектаклей. Выдающиеся режиссерские и актерские работы, встречи с любимыми звездами, открытие новых имен - такова «Золотая Маска в кино».
Жюри премии «Золотая маски» оценит в Екатеринбурге пять спектаклей
Калягин принял на себя обязанности президента премии», — заявили в организации по итогам заседания рабочей группы. Отмечается, что Калягин также предложил ввести должность вице-президента «Золотой маски», который возьмёт на себя функции заместителя председателя по творческим вопросам. Сообщается, что на заседании решили создать собственную структуру, которая будет исполнять функции исполнительной дирекции премии и фестиваля.
Генеральная репетиция" в театре "Мастерская П. Приз за него получал Евгений Цыганов, который в этот вечер также стал лауреатом "Золотой маски". Цыганов рассказал, что Крымов просил передать премию главреду "Новой газеты" и нобелевскому лауреату Дмитрию Муратову, которого недавно облили краской в поезде. Если вдруг кто-то захочет ему в лицо какую-нибудь гадость снова вылить, то эта маска сможет его как-то прикрыть и спасти, — передал слова Крымова Цыганов.
Передать свою премию захотела и художница по костюмам Ксения Сорокина — она заявила, что отдаст ее петербургской художнице Саше Скочиленко, в отношении которой возбудили уголовное дело о фейках о российской армии. Беркович также известна как сценаристка сериала "Сказки Пушкина. Для взрослых" Михаила Зыгаря. Она также активно выступала против действий России на Украине и даже была задержана на одном из митингов против спецоперации. Режиссер Клаус Гут, который поставил оперу "Саломея" в Большом театре, от своей премии отказался заранее — по этой причине награду в категории "Лучшая работа режиссера в опере" не вручили вовсе. Организаторам премии в итоге пришлось объясняться.
В номинации "Лучшая работа режиссера в опере" большинство голосов набрал Клаус Гут, режиссер оперы "Саломея" в Большом театре. Глубоким вечером, после 23.
Образцова Лучший спектакль — «Белая уточка», Театр кукол им. Образцова «Эксперимент»: «Детство. Товстоногова за создание образа русской женщины награду получила народная артистка Нина Усатова.
Творческая группа спектакля «Война и мир» Театра им.
А ведь не менее прекрасные постановки идут в Воронеже, Новосибирске, Барнауле... И так хочется, чтобы в сердцах тех, кто влияет на души зрителей, было больше светлых и меньше темных состояний. Итоговое решение складывается из выбора экспертов, которые в течение прошлого сезона отсмотрели 1064 премьеры по всей стране, и трех месяцев работы жюри. В этом году фестиваль собрал десятки театров — 180 показов спектаклей прошли в Москве, в рамках конкурсной и внеконкурсных программ. Это очень много!
В итоге сотни субъективных мнений соединяются, чтобы стать общим взвешенным решением. На самом деле победил театр — и все! Изначально «Золотая маска» была московской наградой.
Союз театральных деятелей РФ создаст собственную дирекцию премии "Золотая маска"
Руководитель региональной программы «Золотая маска» Наталья Яневская на фестивале «Золотая маска» в Нижнем Тагиле. Союз театральных деятелей России принял решение выйти из состава участников Автономной некоммерческой организации «Премия и Фестиваль «Золотая маска» и создать собственную исполнительную дирекцию «Золотая Маска». Компания «Росгосстрах» стала партнером региональной программы фестиваля «Золотая Маска» — главного профессионального конкурса театрального искусства в нашей стране.
Художественный руководитель театра «Мастерская» Григорий Козлов получил премию «Золотая маска»
«Золотую маску» за лучшую оперу получила постановка «Мертвый город» московского театра «Новая опера» имени Колобова. читайте на Global City Моква. Союз театральных деятелей (СТД) России выходит из состава участников АНО «Премия и Фестиваль «Золотая маска» под руководством Марии Ревякиной и создает свою исполнительную дирекцию премии, сообщается на сайте СТД. И, учитывая, что наш город был одним из первых, поддержавших региональное движение «Золотой маски», сегодня этот фестиваль приобретает особое звучание. Золотая маска 2022: премию дали «Горбачеву» с Чулпан Хаматовой и постановке уехавшего в США режиссера. Особое внимание «Золотая Маска» продолжает уделять развитию гастрольной деятельности: в 2021 году фестивали спектаклей-лауреатов и номинантов Премии пройдут в 13 российских городах.
общность собравшихся: "Золотая маска-2023"
И, учитывая, что наш город был одним из первых, поддержавших региональное движение «Золотой маски», сегодня этот фестиваль приобретает особое звучание. Секретариат Союза театральных деятелей России определил лауреатов Специальной премии фестиваля «Золотая Маска» — «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» 2023. Руководитель региональной программы «Золотая маска» Наталья Яневская на фестивале «Золотая маска» в Нижнем Тагиле. Фестиваль «Золотая маска» Шейнцис Олег Аронович, Wikimedia. Союз театральных деятелей России в 1993 г. учредил премию «Золотая маска» для спектаклей во всех жанрах. Генеральный директор фестиваля Мария Ревякина рассказала об участниках «Золотой маски» и их уникальных постановках.
В Москве объявили лауреатов национальной театральной премии «Золотая Маска»
«Практически вся Россия побывала здесь»: в Нижний Тагил приехала «Золотая маска» | В Москве открылся главный театральный фестиваль года "Золотая Маска". Такой насыщенной программы ещё не было! |
"Росгосстрах" стал партнером фестиваля "Золотая маска" - | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
Новости по теме: фестиваль Золотая маска | "Золотая Маска" проводит программу "Детский Weekend". |
В Минкультуры подвели итоги фестиваля «Золотая маска» | Сегодня, 6 апреля, в Омске стартовала продажа билетов на спектакли фестиваля «Золотая маска». |
Участие в фестивале "Золотая Маска"
"Золотая Маска" проводит программу "Детский Weekend". Церемония вручения российской театральной премии "Золотая маска" началась с объявления лауреатов в музыкальных номинациях. Больше половины, шестьдесят процентов участников фестиваля «Золотая маска», — не из столиц. Российская национальная театральная премия «Золотая маска» учреждена Союзом театральных деятелей РФ и ежегодно вручается за лучшие работы сезона во всех жанрах театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл. Михайловский театр в рамках фестиваля «Золотая маска» покажет в Москве спектакли, номинированные на высшую национальную театральную премию.
«Росгосстрах» поддержал программу фестиваля «Золотая маска» в Санкт-Петербурге
Опера «Золотую маску» за лучшую оперу получила постановка «Мертвый город» московского театра «Новая опера» имени Колобова. Куклы Лучшим спектаклем признали постановку «Белая уточка» Центрального театра кукол имени Образцова в Москве. Награду за лучшую режиссуру также забрал постановщик этого спектакля — Борис Константинов.
Региональная программа "Золотой Маски" в этом году начинается в конце мая в Екатеринбургском театре драмы и Омском академическом театре драмы. В дальнейшем в рамках фестиваля пройдут спектакли также в театрах Нижнего Новгорода, Новосибирска, Перми, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и Ульяновска.
Хворостовского Лучшая мужская роль — Георгий Смилевский-мл. Чайковского Пермь Лучшая работа дирижера — Валерий Кирьянов, «Аида», театр «Геликон-опера» Лучший спектакль — «Мертвый город», театр «Новая опера» Лучшая работа композитора в музыкальном театре — Петр Поспелов, «Катарина, или дочь разбойника», Красноярский театр оперы и балета им. Образцова Лучший спектакль — «Белая уточка», Театр кукол им. Образцова «Эксперимент»: «Детство.
После того как актриса покинула Россию, «Горбачева» сняли с репертуара. Сейчас его не играют и в обозримом будущем в Театре Наций играть не планируют.
Спектакль «Горбачев». Фото: Ира Полярная Неплохая постановка, я ее смотрела. Хорошая, но далеко не гениальная. Вызывала много споров и сама фигура главного героя. К Горбачеву в стране относятся неоднозначно. Кто-то убеждал, что этот спектакль — просто история любви.
Как театр нельзя отделить от текущей повестки, так и личная жизнь политического деятеля неотделима, в общем-то, от его поступков. Кстати, лучшим кукольным спектаклем призван «Ходжа Насреддин» Тимура Бекмамбетова в том же «Театре Наций», где одну из ролей озвучивает Чулпан Хаматова. Спектакли Крымова продолжают идти, пугая ценами «Моцарт «Дон Жуан». Фото: Екатерина Цветкова Второй самый обсуждаемый момент вручения «Золотой маски»: приз за лучшую работу режиссера в драме. Генеральная репетиция» в театре «Мастерская Фоменко».
Премия «Золотая маска» объявила лауреатов 2022 года
Балет и современный танец Лучшим балетом признали постановку «Катарина, или Дочь разбойника» красноярского Театра оперы и балета имени Хворостовского. А лучшим спектаклем в жанре современного танца — «Место, которого еще не было», проект Ксении Михеевой и Союза театральных деятелей России. Премию за лучшие женскую и мужскую роли получили Елена Свинко «Катарина, или Дочь разбойника», красноярский Театр оперы и балета имени Хворостовского и Георги Смилевский-Мл.
Шкетана, реж. Степан Пектеев «пересаживают» глобальный сюжет на местную почву. В последней категории лидером по числу номинаций стал Пётр Шерешевский. В список номинантов вошли три его работы: «Идиот» из репертуара «Приюта комедианта» , «Опера нищего» театр «Суббота» и «Небо позднего августа» Омская драма.
Среди хореографов отмечен Слава Самодуров. Секция «Эксперимент», судьба которой в свете трансформации «Маски» оказалась под вопросом, в следующем году точно остаётся в силе. В неё, как это обычно и происходит, вошли очень разные работы. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства представлен эпистолярной драмой Дмитрия Крестьянкина «Красный фонарь», повествующий о театральной жизни времён революции.
Этот спектакль — один из лидеров по числу номинаций. Постановкой занимался режиссер Антон Федоров, известный, например, по работе «Петровы в гриппе» в «Гоголь-центре». За «Морфий» Федоров номинирован как лучший художник-сценограф и художник по костюмам. По словам обозревателей, в этой постановке по мотивам Булгакова режиссер соединил противоположные истории двух совершенно разных героев, смешал анимацию, хоррор и русский колорит. Посмотреть «Морфий» можно будет 24 марта в «Современнике». Фото: Псковский театр драмы им.
Пушкина «Макбет», Драматический театр г. Новокузнецк, Кемеровская область. Действие спектакля по мотивам пьесы Шекспира разворачивается в российской провинции 1990-х годов, где убитый король Дункан — бизнесмен, а место действия — ресторан. Режиссер Петр Шерешевский рассказывает историю об эффекте власти и «переступании черты». Спектакль состоится 28 марта в РАМТе. Ленсовета Санкт-Петербург. Постановка претендует на награды сразу в девяти категориях. Forbes отмечает, что спектакль по роману Лоуренса Стерна сделан с уважением к тексту, с юмором, музыкально и эффектно. Пройдет он 28 марта в РАМТе. Фото: Театр им.
Ленсовета Пришло время для Стерна, его роман — это история великого поражения, и мне кажется, это важнее и ближе каждому из нас, чем история великого успеха.
Этому результату предшествовала колоссальная работа большой постановочной команды, месяцы интенсивных репетиций всей балетной труппы, кропотливый труд технических служб и специалистов мастерских. Нам удалось создать уникальный балетный шедевр, покоривший тысячи зрителей не только в Сибири, но и в столице, а главное, покоривший взыскательное жюри главной театральной премии страны. Благодарю экспертов за высокую оценку нашей постановки!
Поздравляю всех зрителей и поклонников нашего балета с этой грандиозной победой, горжусь своей командой! Постановщиком балета-реконструкции выступили Юлиана Малхасянц, заслуженная артистка РФ и Декан факультета хореографии Института современного искусства, и Сергей Бобров, заслуженный артист РФ и бывший художественный руководитель Красноярского оперного — эту должность он покинул в октябре 2022.
Названы лауреаты театральной премии "Золотая маска"
Кто-то убеждал, что этот спектакль — просто история любви. Как театр нельзя отделить от текущей повестки, так и личная жизнь политического деятеля неотделима, в общем-то, от его поступков. Кстати, лучшим кукольным спектаклем призван «Ходжа Насреддин» Тимура Бекмамбетова в том же «Театре Наций», где одну из ролей озвучивает Чулпан Хаматова. Спектакли Крымова продолжают идти, пугая ценами «Моцарт «Дон Жуан». Фото: Екатерина Цветкова Второй самый обсуждаемый момент вручения «Золотой маски»: приз за лучшую работу режиссера в драме. Генеральная репетиция» в театре «Мастерская Фоменко». Режиссер попросил передать свою Маску лауреату Нобелевской премии Дмитрию Муратову, «чтобы защитила, если кто-то опять решиться плеснуть ему краской в лицо». Приз за лучшую мужскую роль получил актер Евгений Цыганов, сыгравший в этой постановке. Спектакль Крымова «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» идет в театре, его можно посмотреть.
Единственно, что лично меня в нем смущает — это цены на билеты. Хотя и указано, что они от 1000 рублей, реально можно купить на ближайшие спектакли только за 8 тысяч и дороже. До 30 тысяч рублей за партер!
Члены двух экспертных советов, отсмотрев за минувший год свыше тысячи спектаклей, выбрали номинантов.
Эти постановки и вошли в программу фестиваля, проходившего в столице в феврале—апреле. Это действительно признание коллег. Будьте счастливы и радуйтесь друг за друга! И пускай артисты профессионально умеют «держать лицо», но живые эмоции прорывались все равно.
Эта постановка Театра Наций стала рекордсменом сезона, собрав сразу пять наград. Всего за вечер вручили 39 «масок». Из московских постановок «лучшим спектаклем большой формы» в драме признали «Р» театра «Сатирикон» по мотивам гоголевского «Ревизора».
Немало поспособствовала критическим отзывам об этом сезоне «Золотой маски» и выбранная форма награждения, проходившего в Вахтанговском театре. Идеей церемонии, осуществлённой по замыслу режиссёра Владимира Мирзоева , стали «похороны театра в XX веке». Публика визжала от гнева…», «Ближе к финалу галёрка начала свистеть и выкрикивать неприличности…» — так вспоминают эту церемонию некоторые издания [14] [15]. Александр Калягин председатель СТД РФ с 1996 года признал в интервью газете « Известия » провал финальной церемонии 1997 года, но не согласился с критиками, по его мнению, зря поднявшими шум из-за получения главной премии Омским театром, и пообещал более тщательно подходить к организации следующих «Золотых масок» [16]. Чтобы были открытия, появлялись новые имена талантливых артистов, режиссёров, художников… Уверен — они есть в нашей огромной стране. Несмотря на проблемы и критику «Золотая маска» продолжала развиваться.
По словам Натальи Николаевой, работавшей директором по связям с общественностью в 1998—2005 годах: «Первые годы фестиваля — это совершенно особый командный дух, все делали одно дело, болели за это душой по-настоящему, не жалея себя. Нас было человек 10, наверное. Тон всему этому задавал, конечно, Эдуард. Структура нынешнего фестиваля была заложена как раз тогда, когда из московской премия переродилась в национальную. Я пришла в команду в год дефолта, когда финансирование было минимальным, спонсорское участие — практически невозможным. Это оказалась какая-то оптовая цветочная база, я рассказала им о премии, так у нас появились бесплатные цветы на вручении. По этому принципу делалось многое, мои друзья печатали буклет, всё было на энтузиазме» [4]. По её мнению, «раскол театрального мира» начался с выдвижения экспертным советом в список потенциальных номинантов премии [21] скандально известного спектакля «Тангейзер», поставленного в Новосибирском театре оперы и балета режиссёром Тимофеем Кулябиным [22]. Пресс-конференция премии «Золотая маска» 3 ноября 2015 года 22 мая 2015 года в Туле на совещании Министерства культуры «О реализации основ государственной культурной политики Российской федерации» первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов в своей речи высказал резко критические замечания в адрес «Золотой маски».
Основные претензии сводились к тому, что, по его мнению, «Золотая маска» поддерживает постановки, которые «очевидно противоречат нравственным нормам, очевидно провоцируют общество, очевидно содержат элементы русофобии, презрение к истории нашей страны, и сознательно выходят за нравственные рамки». Также он выказал сомнения в том, что государству в лице Министерства культуры и спонсору в лице Сбербанка стоит финансово поддерживать фестиваль «в том виде, в котором он имеется» [9]. По мнению неназванных членов профсоюза, «Золотая маска» не выполняет заявленные в её «Положении о фестивале и премии» цели и задачи, не имеет права называться «национальной», потому что вручается в основном санкт-петербургским и московским театрам, и авторы письма просили министра вмешаться в проблемы фестиваля [23] [24]. В Министерстве культуры на запрос газеты «Известия» ответили, что ведомство не готово целиком разделить мнение Владимира Аристархова и позиция Минкультуры «будет сформирована позднее с учётом экспертизы профессионального сообщества». Но некоторые члены общественного совета Минкультуры поддержали критику в адрес «Золотой маски». Народный артист России Николай Бурляев назвал премию «доходным промыслом» и «междусобойчиком», в котором премии присуждаются «замкнутому кругу лиц, подчас исполненных русофобии и вседозволенности» [23]. Его коллега по общественному совету, Павел Пожигайло , присоединился к критике, утверждая, что «Золотая маска» «больше не может считаться национальной премией», а её лауреаты «пытаются эпатировать публику при полном отсутствии таланта» [23]. Эти события вызвали горячее обсуждение в театральной среде и прессе. Высказывались актёры, критики, чиновники, журналисты.
Мнения разделились. Часть высказывающихся присоединилась к критике [20] , другая, наоборот, защищала «Золотую маску» [19].
Особенно тщательной подготовки требовал показ 12 апреля, ведь он транслировался на всю страну. Мюзикл «Три товарища». Фотограф Никита Чунтомов Фестиваль «Золотая Маска» каждый год не только привозит в Москву спектакли основного конкурса, но и проводит ряд внеконкурсных, в том числе региональных, программ. Вот уже несколько лет подряд проходят онлайн-трансляции ряда спектаклей-номинантов. В 2023 году в программу «Золотая Маска online» попали два пермских музыкальных спектакля: мюзикл «Три товарища» Пермского академического Театра-Театра и опера «Евгений Онегин» Пермского театра оперы и балета имени П. Чайковского также удостоившийся премии 2023 года за лучшую режиссуру в опере. Записи трансляций доступны в течение года на сайте партнёра проекта — онлайн-кинотеатра Okko. На видео — не только спектакль, но и интервью с номинантами, которые проводил актёр Сергей Епишев.