Беляев был уверен, что писатель-фантаст должен быть достаточно образован. Средний ребёнок Беляевых был самым активным, за что дома его прозвали Царевичем-непоседой. 16 марта исполняется 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста, репортера, журналиста, адвоката – Александра Романовича Беляева.
Сын священника предсказывал будущее. Александр Беляев
Александр Романович Беляев – один из основоположников советской научной фантастики, сумевший в своих произведениях соединить науку и жизнь, настоящее и будущее. В 1915 году Беляев заболел туберкулезным плевритом и ради лечения покинул Смоленск. Дело о незаконно изданных романах Беляева, между тем, в самое ближайшее время отправится в путешествие по судам по третьему кругу. Через некоторое время писатель-фантаст дополнил свое произведение и выпустил его романом.
«Трастовый «фантаст» Беляев
Вся его жизнь была похожа на существование головы отдельно от тела. На протяжении последующих трех лет писатель опубликовал еще несколько своих произведений — «Последний человек из Атлантиды», «Остров погибших кораблей», «Борьба в эфире». Он никогда не подписывался своим именем, под каждым произведением стояли псевдонимы — Арбел, А. Ром, А. Романович, А. Роме, Б. Из воспоминаний супруги писателя стало известно, что вдохновило Беляева на написание этого романа. Однажды он прочел заметку в газете о докторе из Буэнос-Айреса, который экспериментировал с людьми и животными, причем незаконно. Источником вдохновения для писателя стали и произведения его коллег-предшественников. Беляев прочел работу писателя из Франции Жана де ля Ира под названием «Иктанэр и Моизетта», а также произведение «Человек-рыба», написанное неизвестным русским автором. Роман «Человек-амфибия» Герберт Уэллс писал Беляеву, что с большим удовольствием прочитал два его великолепных романа.
Известный писатель подчеркнул, что они очень отличаются от тех, которые изданы на западе, и что он завидует успеху своего коллеги. Он также отметил, что современная научно-фантастическая литература переполнена беспочвенными фантазиями, а вот мыслей в ней практически нет. В это время семья Беляевых переселилась в Ленинград. Но климат Северной столицы им не подошел, и они снова переезжают, на этот раз в Киев. С того самого времени начался тяжелый период в жизни семьи. Не стало из старшей дочери Людмилы, младшая Света стала сильно болеть, сам Александр страдал от обострения болезни. Киевские издания отказывались печатать произведения Беляева, требовали перевести на украинский язык. Беляевы не долго думали, вернулись обратно в Ленинград, в начале 1931-го поселились в Пушкине. В те годы Александра всерьез заинтересовала человеческая психика — работа мозга, его влияние на тело и эмоциональное состояние. Результатом этих исследований стали несколько произведений — «Хойти-Тойти», «Человек, который не спит», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо».
Писатель считал, что намного важнее осветить большую проблему, нежели передавать в своих произведениях то, что уже открыли ученые. Он верил, что цель научно-фантастического произведения — дать направление к самостоятельной научной работе, поиску нового и неизведанного. Беляев и космос В 30-х годах писатель серьезно увлекся изучением космоса. Среди его друзей появились люди, участвовавшие в изучении реактивного движения и сотрудники, работавшие под началом инженера Фридриха Цандера. Беляев зачитывался трудами Циолковского, которые и натолкнули его на мысль написать роман «Воздушный корабль». После прочтения в 1934-м этого романа, Циолковский сказал, что он написан очень остроумно и очень научно, как для фантастики. Он выразил признательность писателю за доставленное удовольствие от прочитанной книги. Переписка Беляева с Циолковским Это письмо стало началом постоянной переписки Беляева и Циолковского. Во время пребывания в Евпатории, куда писатель отправился на лечение, он сообщил Циолковскому, что собирается начать работу над новым романом под названием «Вторая Луна». Но в сентябре 1935-го Циолковский умер, и переписка прервалась.
В 1936-м на страницах журнала «Вокруг света» был опубликован новый роман Беляева «Звезда КЭЦ», который писатель посвятил памяти великого изобретателя. В 1939 году писатель начал публиковаться в газете «Большевистское слово».
В картине подробно говорится о смоленском периоде жизни Беляева, который уехал из родного города из-за тяжелой болезни. В фильме приняла участие дочь писателя Светлана Беляева, живущая в Петербурге, также выступили известные историки литературы, современные писатели-фантасты. Как известно, произведения нашего знаменитого земляка Александра Беляева выдержали около 350 изданий, переведены на многие языки народов бывшего СССР и зарубежных государств. В 2014 году наша редакция совместно с региональным отделением Союза российских писателей выступила с инициативой о присвоении писателю-смолянину Александру Романовичу Беляеву звания почетного гражданина города Смоленска.
Россия, 1986. Эта книга, на мой взгляд, образец замечательной, оригинальной и талантливой научной фантастики. Писатель проявляет в этом романе лучшие черты своего собственного писательского дарования, лаконичным и точным языком создавая удивительную историю о летающем человеке. Книга была написана в 1941 году в СССР, но совершенно не похожа на то, что писали в советское время.
Индия, Англия, США, размышления о религии, милосердии, человечности, поиски себя через падения и поражения. Роман написан не от первого лица, но читатель во многом воспринимает мир в нем глазами главного героя, Ариэля, который, в силу своих жизненных обстоятельств, «наивен» в социальном плане. В «Ариэле» Беляев, возможно, впервые в отечественной фантастике затронул тему «человек-сверхчеловек». Увлекательный приключенческий сюжет, как и всегда у Беляева, выстроен с большим мастерством. Но параллельно этому в романе ясно прослеживается постепенное становление Ариэля как независимой личности, обогащение его внутреннего мира, отображены движения его души. И финал романа закономерно остается открытым — отныне дальнейшая судьба Ариэля находится в его руках. Ариэль вызывает симпатию и сочувствие именно потому, что он живой человек, неоднозначный и не всегда одинаковый, как каждый из нас. Сильный, храбрый, добрый, самоотверженный юноша обречен на неволю и на одиночество… Беляев, А. Александр Беляев - один из самых странных и удивительных писателей первой половины двадцатого века. Совершенно непонятно откуда в его голову приходили такие мысли и сюжеты его произведений, как, к примеру, "Властелин мира".
Произведение было создано в 1926 году, в стране была разруха, голод, головы всех были забиты думами о хлебе насущном, чем о каких-то фантастических реалиях будущего. Почему А. Беляев думал о "новых технологиях", о каких-то странных в те годы явлениях торсионных полей как сейчас их именуют, сказать сложно. Но, он думал, мечтал, творил и его разум проник в будущее лет на сто вперед. Что же описал А. Беляев в своем произведении? Мыслитель описал возможность создания способа управления людьми посредством звуковых и ультразвуковых лучей, сигналов, волн. И сразу предупредил, что явления такие очень опасны для человечества, так как дают в руки их изобретателей огромную власть над людьми, а власть, как известно, можно использовать и в своих личных корыстных интересах, интересах противоречащих интересам человечества, государства, общества. Сегодня мы видим, как прозорлив был автор и как новыми информтехнологиями нынешние "властелины мира" опутывают и оболванивают людей, делают их рабами своих личных корыстных интересов. Самое страшное в этом "управлении людьми", что люди своего рабского положения просто не осознают и не понимают.
Они становятся некими зомби, биоторпедами, биомассой, которую можно запустить как угодно и куда угодно… Для любого человека, интересующегося физическими процессами мироздания и тайнами человеческой психологии настоятельно рекомендую прочесть. Это очень качественная научная фантастика с весьма правдоподобными объяснениями хирургических чудес.
Судьба великого писателя-фантаста» 16 марта исполнилось 140 лет со дня рождения известного писателя-фантаста Александра Беляева. Беляев — первый советский писатель, посвятивший своё творчество такому трудному и увлекательному жанру, как научная фантастика. Он был настоящим его сподвижником и создал за свою короткую жизнь несколько десятков повестей и романов, множество рассказов, очерков, таких удивительных по смелости научной мысли, оригинальности сюжетов и яркости изображения.
Голодная смерть писателя-фантаста?.. Нет...
Самое интересное, «Альфа-банк» незадолго до объявления победителя конкурса неожиданно отозвал заявку, сославшись на нарушения закона при проведении конкурса! Похоже, теперь «Открытие» не просто лишится «Траста» и финансирования, но и ответит за 127 млрд рублей, ранее переданных для санации. В итоге Генпрокуратура действительно, по заявлению «Альфы», согласилась и вынесла ЦБ представление. Госструктура предлагает уже организованный отбор отменить, а в дальнейшем проводить его без участия «Открытие холдинга», кроме того, ЦБ не контролировал должным образом мероприятия по финансовому оздоровлению «Траста»! Теперь всплывет и сомнительная ситуация с банковскими нотами. В апреле 2015 года держатели кредитных нот банка «Траст» на сумму более 2,5 млн долларов подали жалобу в Центробанк. Держатели кредитных нот просят возбудить дело по статье 15.
Отметим, что клиенты покупали кредитные ноты голландских компаний через аффилированную с «Трастом» TIB Investment Ltd, а банк действовал в качестве брокера. Уже после покупки нот у их держателей начались неприятности. В отчетности за первое полугодие 2015 года «Траст» указал, что договоры субординированных займов на сумму 2,3 млрд руб. Но в итоге «Альфа» отстранила «Открытие» от санации. Похоже, начинает распутываться настоящий «клубок», который всех может привести на скамью подсудимых.
Он увлечённо изучал труды о космосе Константина Циолковского. Тот, кстати, очень хвалил романы писателя за то, что они написаны не основываясь лишь на голых фантазиях, а имеют под собой твёрдое научное основание. Казалось, в жизнь пришли столь долгожданные и заслуженные покой и счастье. Одна за другой родились две прекрасные дочки. Беляев начал работу над романом «Вторая Луна». Он переписывался с Циолковским. К сожалению, жизнь великого учёного и изобретателя прервалась в 1935 году. Беляев был уверен, что писатель-фантаст должен быть достаточно образован.
Он должен был не только понимать над чем работает учёный, но и смочь предвидеть те последствия и возможности, которые частенько не приходят самому учёному на ум. Александр увлечённо изучал медицину, технику, биологию. Научная фантастика стала смыслом его жизни. Александр Беляев в короткий счастливый период с семьёй. Потом пришла беда... Сначала по очереди тяжело заболевают дочки. Одна умирает. Начинается Великая Отечественная война.
В Царское село, где жила семья, пришли фашисты. Жену и дочь угнали в Германию. Сам писатель не мог ходить и оказался брошен на произвол судьбы. Практически парализованный, он одиноко, медленно и мучительно умирал от голода и холода. Зимой 1942 года его не стало. Похоронили Беляева в братской могиле. После войны жене вручили всё, что от него осталось: очки и ворох бумаг. К дужке была привязана записка: «Не ищи меня на Земле.
Здесь от меня ничего не осталось.
В 1914 году, в московском детском журнале "Проталинка", печатается его первое художественное произведение — пьеса-сказка "Бабушка Мойра", а вскоре Беляев принимает решение оставить опостылевшую адвокатуру и пуститься в вольное литературное плавание. Но… Весной 1915-го, только-только разменявшего четвертый десяток лет Александр, скосила болезнь: в результате рецидива неудачно залеченного плеврита развился туберкулез позвоночника, осложнившийся временным параличом ног. Провинциальные медики разводили руками и прозрачно намекали на пожизненную отныне постель. В начале 1920 года газета «Приазовский Край» была закрыта большевиками как враждебное буржуазное издание. Это уже второй неудачный для него брак: первый продержался чуть больше года, второй — не более двух. Мать, единственный оставшийся близкий человек, перевозит ограниченного в движениях сына сперва в Ялту, а затем в Ростов-на-Дону. Иной бы в подобной ситуации опустил руки, сломался. Беляев — нет. В больницах он продолжает сочинять, и в том же 1915-м ростовская газета "Приазовский край" публикует его очерк "Берлин в 1925 г.
Очерк крохотный, тем не менее, Беляев умудрился предсказать в нем ядерное оружие, ГМО, дистанционное обучение и даже лабораторное производство смертоносных вирусов: "Оратор сделал жест по направлению к синклиту учёных, поклонился и сошёл с кафедры. Его место занял пожелтевший, высохший как мумия, безволосый старик в огромных очках. Он хитро улыбнулся и, потирая руки, вкрадчивым голосом начал: - Я приручил бациллу чумы. Как приручают зверьков. Я открыл античумную прививку. Она будет привита всем нам, и тогда, не боясь заразы, мы можем пустить чуму на врагов! Гром аплодисментов покрыл слова оратора. Однако доклад вызвал споры. Некоторые указывали, что таким путём будет уничтожена не только армия, но и всё население страны. Вопрос о чумной заразе остался открытым…" цит.
Беляев "Берлин в 1925 г. Весной 1919 года умерла мать, а больной сын оказался неспособен даже проводить ее в последний путь. И все же Беляев продолжал сражаться. Дополнительные силы придала новая любовь — сотрудница местной библиотеки Маргарита Магнушевская, ставшая для него всем: женой, сиделкой, помощницей в делах, музой. Отныне ему снова есть чем жить и для кого жить. И - о, чудо, болезнь временно отпускает, оставив в качестве напоминания о себе ортопедический корсет, который Беляев будет вынужден носить до конца своих дней. Почти два года новоиспеченная семья прожила в Ялте, где Беляев для заработка перепробовал себя в самых разных профессиях, включая должность инспектора канцелярии уголовного розыска. А затем старый знакомый выхлопотал для него непыльную работу юрисконсульта в Москве, в Наркомпочтеле.
Однажды купил в лавке гипсовый человеческий скелет величиной с ладонь. Отец приятеля — гробовщик - по просьбе Сани соорудил для него гробик. Саша оставил его дома на столе, чем до полусмерти напугал няню. Гроб распахнулся - из него выскочил скелет, дрыгая руками и ногами, привязанными нитками, за которые дергал проказник. Сидя на стуле, Саша любил качать ногой. Нянька одергивала: «Не качай нечистого! Чертей он видел - когда, объевшись сырого гороху, свалился в горячке. Бесята повылезали ото всюду и чуть не защекотали парня до смерти. Так ему казалось, когда он изнемогал в припадке смеха. Болезнь отступила, и жизнь снова беззаботна и полна приключений. Вместе с братом Васей Саша «путешествовал» к центру Земли. Сдвигали столы, стулья, накрывали их одеялами и, вооружившись масляным фонарем, изучали «пещеры и пропасти». Кстати, позже ШураРом, как звали его друзья, изобретет стереоскопический проекционный фонарь. Подземелье не казалось страшным. Но когда появился Уэллс с кошмарами «Войны миров», «в этом мире уже не было так уютно... Фото: wikipedia. В тот день Саша с товарищами поехали кататься на лодках. Василия с ними не было. Гребли по очереди. В минуты отдыха Саня мял в руках кусок глины. Получилась голова, очень похожая на Васину. Ребята посмеялись, и Саша выбросил глину в воду. А когда вернулись, узнали, что Вася тоже взял лодку и уплыл навсегда. Вскоре грянула другая беда — от саркомы умерла сестра Нина. По настоянию отца Александр окончил духовную семинарию.
Александр Беляев
В Национальной библиотеке Ингушетии проходит книжная выставка «Советский Жюль Верн», посвященная 135-летию со дня рождения известного писателя-фантаста Александра Беляева. Кроме того, Александр Беляев сумел в своих произведениях соединить настоящее и будущее, мечту и реальность. Он писал не о будущем, а об опасных химерах Тайна смерти фантаста Беляева Биография Биография. Александра Беляева до сих пор остаются загадкой.
Мистическое предвидение писателя-фантаста Александра Беляева
Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что некоторые идеи он почерпнул извне. Вот тут-то и пригодились центнеры книг, прочитанных будущим кумиром миллионов любителей литературного вымысла в Ялте. И если, допустим, идея «Вечного хлеба» — это чистый «Горшочек, вари! Из истории трансформаций этого героя можно было бы отдельную книгу скроить. Киностудия имени Горького совместно с компаниями «Просинекс» и «Трайдент», представлявшими Францию и Италию, трудились над фильмом «Леон Гаррос ищет друга».
В европейском прокате кинокартина называлась «Двадцать тысяч лье по земле» Прообраз Ихтиандра родом из Франции. Там в 1909 году вышло сочинение некоего Жана де Ла Ира с названием «Человек, который может жить под водой». В рассказе изображен мерзкий и властолюбивый иезуит Фульбер, который решил править миром. Инструментом для достижения планетарного господства он избрал мальчишку Гиктанера, которому вживил акульи жабры, параллельно внушив тому лютую ненависть ко всему роду человеческому.
Парень вошёл в раж, стал топить корабли, приближая патрона к зловещей цели. Но тут вмешалась любовь и поставила всё на свои места. Гикантер послал иезуита куда подальше, удалил себе в Париже жабры и отправился с возлюбленной на Таити — жить-поживать и добра наживать. В том же 1909 году в Санкт-Петербурге начала выходить вполне черносотенная газета «Земщина».
Она, среди всего прочего, развлекала аудиторию публикацией романа «Человек-рыба». Автор предпочел сохранить анонимность, но нет никаких сомнений, что сюжет он позаимствовал у французских первопроходцев подводной темы. Другого дело, что никакого иезуита на страницах «Земщины» не было — его место занял очень нехороший предводитель «Совета всемирного владычества евреев», что было очень даже в духе издания. Он тоже пересадил Гикантеру имя водоплавающего юноши сохранилось жабры и натравил его на человечество, но уже во имя торжества мирового еврейства.
Он оставил сюжетный ход с акульими жабрами, который добрый и мудрый доктор Сальватор пересадил умирающему мальчику-индейцу, чтобы спасти ему жизнь. Кроме того, в романе Беляева доктор усыновил пациента. Ни о каком порабощении человечества, ясное дело, речь и не заходила. Ихтиандр вырос замечательным, позитивным, исключительно справедливым юношей, хотя и наивным и беззащитным.
Беляев появился на свет в 1884 году в семье священника. Отец отдал сына в духовную семинарию, однако, окончив ее, тот не стал продолжать религиозного образования, а поступил в Демидовский лицей в Ярославле. Он собирался стать юристом. Вскоре отец Саши скончался, семья оказалась стеснена в средствах, и чтобы продолжить обучение, юноша был вынужден подрабатывать — давать уроки, рисовать декорации для театра, играть на скрипке в цирковом оркестре. Александр был человеком разносторонним: он играл на разных музыкальных инструментах, выступал в домашнем театре, летал на аэроплане. Еще одним увлечением были съемки так называемых "ужасов" разумеется, инсценированных. Один из снимков в этом "жанре" назывался: "Человеческая голова на блюде в синих тонах". Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с театром, который он любил с детства. Сам он мог выступать и драмотургом, и режисером, и актером.
Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А. Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях. Успех был полным, К. Станиславский даже предложил А. Беляеву остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался. Еще в детстве Саша потерял сестру: Нина умерла от саркомы. А с братом Василием, студентом Ветеринарного института, приключилась загадочная и жуткая история. Как-то Александр и Василий гостили у дяди.
Компания молодых родственников решила покататься на лодке. Вася почему-то отказался ехать с ними. Зачем-то Саша захватил с собой кусок глины и прямо в лодке слепил из него человеческую голову. Взглянув на нее, присутствующие ужаснулись: у головы было лицо Василия, только черты его оказались какими-то застывшими, неживыми. Александр с досадой бросил поделку в воду и тут почувствовал тревогу. Заявив, что с братом что-то случилось, он потребовал развернуть лодку к берегу. Их встретила заплаканная тетя и сообщила, что Василий утонул во время купания. Произошло это, как выяснилось, именно в тот момент, когда Саша бросил глиняный слепок в воду. По окончанию Демидовского лицея А.
Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку.
Однажды он прочел заметку в газете о докторе из Буэнос-Айреса, который экспериментировал с людьми и животными, причем незаконно.
Источником вдохновения для писателя стали и произведения его коллег-предшественников. Беляев прочел работу писателя из Франции Жана де ля Ира под названием «Иктанэр и Моизетта», а также произведение «Человек-рыба», написанное неизвестным русским автором. Роман «Человек-амфибия» Герберт Уэллс писал Беляеву, что с большим удовольствием прочитал два его великолепных романа. Известный писатель подчеркнул, что они очень отличаются от тех, которые изданы на западе, и что он завидует успеху своего коллеги.
Он также отметил, что современная научно-фантастическая литература переполнена беспочвенными фантазиями, а вот мыслей в ней практически нет. В это время семья Беляевых переселилась в Ленинград. Но климат Северной столицы им не подошел, и они снова переезжают, на этот раз в Киев. С того самого времени начался тяжелый период в жизни семьи.
Не стало из старшей дочери Людмилы, младшая Света стала сильно болеть, сам Александр страдал от обострения болезни. Киевские издания отказывались печатать произведения Беляева, требовали перевести на украинский язык. Беляевы не долго думали, вернулись обратно в Ленинград, в начале 1931-го поселились в Пушкине. В те годы Александра всерьез заинтересовала человеческая психика — работа мозга, его влияние на тело и эмоциональное состояние.
Результатом этих исследований стали несколько произведений — «Хойти-Тойти», «Человек, который не спит», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо». Писатель считал, что намного важнее осветить большую проблему, нежели передавать в своих произведениях то, что уже открыли ученые. Он верил, что цель научно-фантастического произведения — дать направление к самостоятельной научной работе, поиску нового и неизведанного. Беляев и космос В 30-х годах писатель серьезно увлекся изучением космоса.
Среди его друзей появились люди, участвовавшие в изучении реактивного движения и сотрудники, работавшие под началом инженера Фридриха Цандера. Беляев зачитывался трудами Циолковского, которые и натолкнули его на мысль написать роман «Воздушный корабль». После прочтения в 1934-м этого романа, Циолковский сказал, что он написан очень остроумно и очень научно, как для фантастики. Он выразил признательность писателю за доставленное удовольствие от прочитанной книги.
Переписка Беляева с Циолковским Это письмо стало началом постоянной переписки Беляева и Циолковского. Во время пребывания в Евпатории, куда писатель отправился на лечение, он сообщил Циолковскому, что собирается начать работу над новым романом под названием «Вторая Луна». Но в сентябре 1935-го Циолковский умер, и переписка прервалась. В 1936-м на страницах журнала «Вокруг света» был опубликован новый роман Беляева «Звезда КЭЦ», который писатель посвятил памяти великого изобретателя.
В 1939 году писатель начал публиковаться в газете «Большевистское слово». Тогда же вышел из печати и новый роман-фантазия «Лаборатория Дубльвэ» и статья под названием «Золушка», раскрывающая трудное положение жанра фантастики в мире литературы. Перед самой Великой Отечественной войной было опубликовано последнее прижизненное произведение автора — роман «Ариэль», в основе которого мечта писателя о полетах. Смерть После начала Великой Отечественной войны многие жители Пушкина эвакуировались.
Беляевы остались, потому что Александру недавно сделали операцию. Из дома он не выходил, у него хватало сил только умыться и поесть. Известный писатель-фантаст умер 6 января 1942 года. Дочь писателя — Светлана, позже писала, что когда немцы оккупировали город, у них было немного продуктов, крупа, картошка, квашеная капуста — подарок знакомых.
Также узнали, что писатель в своих книгах предсказывал множество событий и описал ряд изобретений, которые произойдут только спустя многие годы: полет человека в космос, орбитальные космические станции, беспилотные летательные аппараты, микрохирургию глаза, телевидение, пересадки частей тела и органов. Ведь наш век технологий не стоит на месте, а продвигается вперед широким шагом.
Мистическое предвидение писателя-фантаста Александра Беляева
Беляев-фантаст: рассказы и романы. Когда Александру Беляеву было 35 лет, он заболел туберкулезом позвоночника: сказалась детская травма. Увидев Беляева на сцене ему предложил место в своей труппе сам Станиславский, но тот отказался. 140-летие со дня рождения фантаста Александра Беляева отметят в Библиотеке № 240 (г. Москва, ул. Паршина, д. 33) 23 марта. Общественное телевидение России (ОТР) показало документальный фильм о выдающемся писателе-фантасте, смолянине Александре Беляеве (1884-1942).
Тайна смерти фантаста Беляева
Если брать совсем уже лохматую древность, то вызвав короля на круг и победив, можно было самому воссесть на престол. И всё это разновидности "охотницкого" боя. Следующая форма: "сцепной бой" или "сцеплялка-свалка". Слово "свалка" уже говорит само за себя - здесь билась толпа народу, где каждый был сам за себя. Побеждал тот, кто выстоит дольше всех. Из этого варианта проистекал более упорядоченный "круговой бой".
Это бой одного против многих. На круг выходил удалой юноша и должен был отбиваться от наседавших со всех сторон противников. Согласитесь: полезный навык на случай набега ордынцев. И кульминацией всего праздника был "стеношный бой" или более нам привычный "стенка на стенку". Друг напротив друга собирались две толпы и по команде сшибались в бою.
Ходили по-разному: улица на улицу, село на село, деревенские на городских.
При расчетах в «Терре» исходили из собственного ценника, по закону сумму иска можно удвоить, вот и получилось 7,5 миллиардов. Позапрошлым летом суд удовлетворил требования, но потом решение отменили и теперь дело пошло на второй заход. Два издательства поссорились, когда изменились сроки охраны авторского права и под неё попали ряд произведений, которые раньше не попадали. Тогда АСТ инициировала ряд преследований, в том числе к «Терре». Тогда и всплыл Беляев, рассказал ведущий рубрики «Полезные книги» на Business FM Александр Гаврилов: «Я так понимаю, что глава издательства «Терра» Сергей Александрович Кондратов пытался, таким образом, проиграв это дело, продемонстрировать, что сам механизм неверный, и подать на апелляцию или на пересмотр дела по Ремарку «АСТ» против «Терра».
Однако и то, и другое дело погрязли в бесконечной судебной волоките, и, честно говоря, никакой осмысленной перспективы я в них не вижу».
Ихтиандру пересадили жабры. И он смог комфортно чувствовать себя не только на суше, но и под водой. Сюжет нет смысла пересказывать. Эта книга — не только о фантастическом научном открытии, но и о взаимоотношениях людей, о любви, о подлости, о благородстве. Александр Беляев как-то писал: «Самое трудное для писателя — создать занимательный сюжет в произведении, описывающем будущее общество…» И знаменитому фантасту удалось справиться с этой задачей. В книгах Беляева - обычно очень занимательный сюжет. Его романы хорошо написаны. Думаю, вам понравятся и другие произведения Беляева.
Советую прочитать эту книгу всем, кто её ещё не читал! Ксения на книгу: Человек-амфибия: романы Эту книгу нам задали читать в школе, поэтому наверное старалась отложить прочтение её в долгий ящик. Но всётаки я её прочитала. Хорошая книга. В ней есть любовь, дружба , фантастика, и всё это написано понятно и красноречиво.
В зимнем Пушкине, под Ленинградом, стояли немцы. В своем 12-тилетнем возрасте Беляев мальчишкой прыгал с крыши сарая, раскрыв старенький зонт — надеясь взлететь… Его дочь в 12 лет ковыляла с больным коленом с ребятами смотреть на руины — авиационная бомба упала на магазин игрушек. Беляев впервые почувствовал себя инвалидом, когда началась война. Пойти сражаться на фронт или элементарно защитить жену и дочь он не мог, фантазия тут уже ничем не могла помочь. Писатель-фантаст видел войну из окна.
Видел, как во двор упала многотонная бомба, осыпав штукатуркой и чудом не разорвавшись. Видел, как прошла колонна, оставляющая Ленинград. Как на следующий день промаршировала в обратном направлении немецкая. На фонарном столбе под окном повесили еврея с табличкой на груди, а во дворе устроилась немецкая кухня. За котелок супа и пригоршню очисток Маргарита попросилась туда чистить картошку. Начался голод. Старенькая бабушка, жена и болезненная дочка перебивались крохами — но жили. А писатель — фантаст умирал. Он лежал и молчал… Если бы люди, и правда, могли летать… как Ариэль… «Когда я умру, не надо пышных похорон, заверните меня просто в газету» — это завещание Александра Беляева. Когда он умер от голода 6 января 42-го, так почти и вышло.
Гроб с телом выставили в холодную комнату на тот срок, пока Маргарита уговаривала гробовщика, искала подводу — почти месяц. Дочь Света в ту комнату не заходила. В один из дней ее отец оказался раздетым — мародеры сняли с фантаста костюм. Похоронить его родные так и не успели. Через месяц в телячьем вагоне их угнали в Пруссию. А иначе — расстрел на месте. Гробовщик обещал, что выроет могилу, но свалил тело в общую яму. А у них впереди были 3 года немецких лагерей. И одуванчики на обед.
СТАРАЯ «ДОБРАЯ» ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
Речь пойдет об известных научно-фантастических и приключенческих произведениях писателя: «Голова профессора Доуэля», «Ариэль», «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия» и других. Многие из них экранизированы в художественных фильмах, поставленных по мотивам его книг. Мы вместе еще раз перелистали страницы книг Александра Беляева и вспомнили полюбившихся героев его произведений.
От эвакуации Беляев, который незадолго до этого перенес операцию на позвоночнике, отказался, а вскоре город оккупировали немцы. Тело перенесли в склеп на Казанском кладбище — ждать очереди на захоронение. Очередь должна была подойти только в марте, а в феврале жену и дочь писателя угнали в плен в Польшу. А потом их отправили в ссылку на Алтай, на долгие 11 лет. Когда же они наконец смогли вернуться в Пушкин, бывший сосед передал чудом уцелевшие очки Александра Романовича. На дужке Маргарита обнаружила плотно навернутую бумажку.
Она осторожно развернула ее. Твой Ариэль». Якобы генерал в детстве зачитывался произведениями Беляева и потому решил с честью предать его тело земле. По другой версии, труп просто закопали в общей могиле. Так или иначе, точное место захоронения писателя неизвестно. Светлана Беляева Впоследствии на Казанском кладбище в Пушкине была установлена памятная стела. Но могилы Беляева под ней нет. Одна из версий смерти писателя связана с легендарной Янтарной комнатой.
По словам публициста Федора Морозова, последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев еще до войны многим рассказывал о своем новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки. С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика. А потому активно искали людей, которые располагали бы информацией по этому поводу. Не случайно два офицера гестапо ходили и к Александру Романовичу, пытаясь выведать, что ему известно об этой истории. Рассказал ли писатель им что-нибудь, или нет, не известно.
Во всяком случае, никаких документов в архивах гестапо пока обнаружить не удалось. А вот ответ на вопрос, могли ли Беляева убить из-за его интереса к Янтарной комнате, кажется не таким уж сложным. Достаточно вспомнить, какая участь постигла многих исследователей, которые пытались отыскать чудесную мозаику. Может, он поплатился за то, что знал слишком много? Или погиб от пыток? Говорят также, что труп фантаста оказался обугленным. Смерть его также загадочна, как и его произведения.
Неожиданная смерть отца в 1905 году оставила семью без средств к существованию. Александр, чтобы достать денег на оплату обучения, давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка Труцци. Но горе не приходит одно: утонул в Днепре брат Василий, а затем умерла сестра Ниночка. Александр остался единственным защитником и опорой матери, поэтому после окончания лицея 1908 год вернулся в Смоленск. Известно, что в 1909-м он работал помощником присяжного поверенного.
Но творческая натура Александра Романовича требовала выхода, и он становится деятельным участником смоленского Общества любителей изящных искусств, где выступал с лекциями, затем — членом правления смоленского Клуба общедоступных развлечений и членом правления Симфонического общества. В летние месяцы в Смоленске обычно гастролировали театральные труппы, чаще Басманова. Беляев пишет рецензии в «Смоленский вестник» практически на каждый спектакль, шедший в Лопатинском саду, выступает и как музыкальный критик. Подписывался псевдонимом «B-la-f». Публиковали «смоленские фельетоны» на злобу дня.
Все, кто читал его произведения, знают, как остро отзывался писатель на несправедливость. Это качество проявилось в первые же годы самостоятельной жизни и стало причиной того, что в 1909 году Александр Беляев оказался под наблюдением полиции. Сведения находятся в жандармском деле «Дневник наружного наблюдения, сводки по Смоленской организации партии социалистов-революционеров». Дело Беляева начато 30 декабря 1908 года. В отчёте полковника Н.
Иваненко за 10 ноября 1909 года представлен список лиц, принадлежавших к местной организации, руководил которой некий Карелин. В этом списке приводится и фамилия Беляева Александра Романовича: «.. В отчёте указано, что у подозреваемых проведён обыск 2 ноября 1909 года. Нам удалось найти в «Смоленском вестнике» за эти же годы сообщения о нескольких судебных процессах, которые вёл А. Беляев в качестве помощника присяжного поверенного.
Но одно из них — от 23 октября 1909 года — представляет особый интерес, поскольку Беляев выступил в процессе над руководителем партии эсеров. А 25 декабря, как сообщается в газете, «... Думается, это можно счесть доказательством того, насколько успешно вёл защиту Александр Романович. В 1911 году Беляев выиграл крупное судебное дело лесопромышленника Скундина, за которое получил значительный гонорар. Эту сумму он отложил на давно задуманное путешествие по Европе.
Правда, совершить поездку удалось только через два года, о чём свидетельствует «Ведомость о выданных с 1 марта сего 1913 года Смоленским губернатором заграничных паспортов»: «... В автобиографии о целях этой поездки писатель пишет: «Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции». Поездка стала бесценным источником, из которого писатель черпал нужные ему впечатления до конца своих дней. Ведь действие большинства его романов происходит «за границей».
А первое путешествие оказалось и единственным. Беляев — не праздный турист, а любознательный испытатель. В биографической справке к 9-томному собранию сочинений писателя тому приводится подтверждение: «В 1913 году находилось не так уже много смельчаков, летавших на самолётах "Блерио" и "Фарман" — "этажерках" и "гробах", как называли их тогда. Однако Беляев в Италии, в Вентимильи, совершает полёт на гидроплане». Вот отрывок из описания этого полёта: «Море под нами уходит всё ниже.
Домики, окружающие залив, кажутся не белыми, а красными, потому что сверху мы видим только красные крыши. Белой ниточкой тянется у берега прибой. Вот и мыс Martin. Авиатор машет рукой, мы смотрим в том направлении, и перед нами развёртывается, как в панораме, берег Ривьеры». Свои ощущения Беляев затем передаст, в частности, в рассказе «Человек, который не спит»: «Какая-то река показалась вдали.
На высоких прибрежных холмах раскинулся город. На правом берегу город был опоясан старинными зубчатыми стенами Кремля с высокими башнями. Над всем городом царил огромный пятиглавый собор. Аэроплан пролетел над лесом и плавно опустился на хороший аэродром». Во время путешествия по Италии Беляев поднялся на Везувий и опубликовал в «Смоленском вестнике» очерк о восхождении.
В этих заметках уже ощущается уверенное перо не только талантливого журналиста, но и будущего блестящего писателя: «Неожиданно начались кусты, и мы очутились перед целым морем чёрной застывшей лавы. Лошади храпели, перебирали ногами, и они решились ступить на лаву точно это была вода. Наконец нервно, прыжками лошади взошли на лаву и пошли шагом. Лава шуршала и обламывалась под ногами лошадей. Солнце заходило.
Внизу залив уже покрылся сизой дымкой. Там наступил короткий нежный вечер. На горе солнце выхватило из наступающего мрака несколько домиков, и они стояли, точно раскалённые внутренним огнём кратера. Близость вершины сказывалась...
Его, в отличие от многих его друзей и знакомых, не посадили. Но перестали печатать. Жить стало не на что. Он отправляется в Мурманск и устраивается бухгалтером на рыболовном траулере. Депрессия и невыносимая боль от корсета на удивление многих дают совершенно обратный результат — он пишет роман «Ариэль». Главный герой ставит опыты с левитацией: юноша становится способным летать. Беляев пишет о себе, точнее, о несбывшихся мечтах своей жизни. Война застала семью в Пушкине. От эвакуации Беляев, который незадолго до этого перенес операцию на позвоночнике, отказался, а вскоре город оккупировали немцы. Тело перенесли в склеп на Казанском кладбище — ждать очереди на захоронение. Очередь должна была подойти только в марте, а в феврале жену и дочь писателя угнали в плен в Польшу. А потом их отправили в ссылку на Алтай, на долгие 11 лет. Когда же они наконец смогли вернуться в Пушкин, бывший сосед передал чудом уцелевшие очки Александра Романовича. На дужке Маргарита обнаружила плотно навернутую бумажку. Она осторожно развернула ее. Твой Ариэль». Якобы генерал в детстве зачитывался произведениями Беляева и потому решил с честью предать его тело земле. По другой версии, труп просто закопали в общей могиле. Так или иначе, точное место захоронения писателя неизвестно. Светлана Беляева Впоследствии на Казанском кладбище в Пушкине была установлена памятная стела. Но могилы Беляева под ней нет. Одна из версий смерти писателя связана с легендарной Янтарной комнатой. По словам публициста Федора Морозова, последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев еще до войны многим рассказывал о своем новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки. С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика. А потому активно искали людей, которые располагали бы информацией по этому поводу. Не случайно два офицера гестапо ходили и к Александру Романовичу, пытаясь выведать, что ему известно об этой истории. Рассказал ли писатель им что-нибудь, или нет, не известно.